[ незарегистрированный пользователь ]
  Учебники   Проверялки   Рассуждалки   Вычислялки   Тестилки   Лабораторки   Факультатив  

Задачники по темам:     01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15

      Тема 07. Молекулярно-кинетическая теория        

 

«««  [ ]  »»»
 
  Политехнические задачи

 

1. Почему полировка трущихся поверхностей может привести не к уменьшению силы трения, а, наоборот, к увеличению?

Образец оформления решения по плану. Полировка – это частичное разрушение (сглаживание) неровностей и шероховатостей какой-либо поверхности под действием силы трения (1 балл). Сначала полировка уменьшает силу трения, так как уменьшается количество неровностей и шероховатостей, которые препятствуют скольжению по полируемой поверхности. Однако при дальнейшем их уменьшении всё большее число молекул разных трущихся поверхностей располагаются ближе друг к другу, и поэтому возникает более сильное их взаимное притяжение. Оно оказывает такое же действие, как если бы мы дополнительно сжимали поверхности. А это снова приводит к возрастанию силы трения (1 балл). Поэтому полировать поверхности с целью уменьшения трения имеет смысл только до определённого предела (1 балл).

     

2. Вода на листьях растений собирается в капли. Почему? Какое это имеет значение в природе?

3. Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число частиц ртути? Изменился ли объём каждой частицы ртути? А что изменилось?

4. Если плохо работает вентиляция, то мельчайшая древесная пыль в столярном цехе «висит» в воздухе несколько дней после выключения деревообрабатывающих станков. Почему?

5. Из экспериментов известно, что скорость диффузии в газах составляет коло 1 см/с. Однако средняя скорость движения частиц газов около 400 м/с (приблизительно как у пуль и артиллерийских снарядов). Какие сведения о характере движения частиц можно почерпнуть, сравнивая эти значения?

6. Должны ли краска или лак смачивать поверхность, на которую их наносят?

7. Опустите кисточку в воду. Что происходит с волосками кисточки в воде? После вынимания из воды? Объясните эти явления.

8. Почему трудно отвинтить гайку, долго находившуюся в туго завинченном состоянии, даже если болт и гайка сделаны из нержавеющего металла?

9. Олово легко расплавить. Почему же нельзя выдувать из него изделия, как это делают, например, из стекла?

10. Почему оконные стёкла в старинных соборах, простоявшие более ста лет, оказываются внизу толще, чем вверху?

11. Космонавт в состоянии невесомости открывает две стеклянные колбы: одну с керосином, другую с ртутью. Как поведут себя жидкости?

12. Почему при нагревании осколка стекла его острые края «оплывают», приобретают округлую форму?

План решения и критерии оценивания

• Определить и назвать явление, о котором идёт речь в задаче (1 балл)
• Указать физические закономерности, объясняющие ситуацию (1 балл)
• Сделать вывод о практическом значении явления (1 балл)


(C) 2010. Берсенева Екатерина Сергеевна (Свердловская область, г.Талица)

 
 

 
 

Физика.ru   •   Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей