3а. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график (см. четыре варианта графиков), который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) железо, взятое при 1539 °С, нагревают до 1600 °С; д) олово нагревают от 100 °С до 232 °С; е) алюминий нагревают от 500 °С до 700 °С.
3б. К каждой из ниже перечисленных ситуаций начертите график, который отражает характер изменения температуры тела: а) яйцо положили в кастрюльку, чтобы сварить его; б) остатки воды выкипели в забытом чайнике; в) днём воздух на улице нагревается всё сильнее; г) выключенный холодильник начинает оттаивать.
4а. Пользуясь текстами предыдущих задач как подсказками, придумайте четыре собственных ситуации (различающиеся с точки зрения происходящих физических процессов). Начертите соответствующие им четыре графика. Эти графики получились различными по форме? Если да, то первое задание этой задачи выполнено верно.
4б. Пользуясь текстами предыдущих задач как подсказками, придумайте четыре различных графика таким образом, чтобы все они шли «по нисходящей» (то есть температура с течением времени убывала и/или оставалась постоянной). Составьте тексты физических ситуаций, для которых такие графики будут возможными.
5а. В какие моменты времени (см. графики) началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось? Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше?
5б. Сколько времени каждое вещество можно было наблюдать в жидком состоянии? В твёрдом состоянии? Сколько времени каждое вещество находилось в двух состояниях одновременно? Не ошибитесь!
5в. Какой была температура первого вещества, когда второе начало плавиться? На сколько минут раньше начало плавиться первое вещество, чем закончило плавиться второе?
5г. Узнайте температуры плавления обоих веществ. Определите оба вещества. Изменится ли решение, если графики зеркально отразить слева направо внутри системы координат?
5д. Пользуясь таблицами тепловых характеристик веществ, составьте задачу из нескольких подзадач, аналогичную этапам 5а-5г, начертив свои собственные графики. Решите вашу задачу.
(C) 2015. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)
|