1. Рассмотрите рисунки и, положив поверх этой страницы лист прозрачной плёнки, с помощью фломастера начертите:
а) силу, с которой большой палец руки давит на ластик; б) силу, с которой ластик действует на большой палец; в) силы, с которыми ластик давит на подложенные брусочки; г) силу тяжести, действующую на самую левую каплю воды; д) силу трения о воздух, действующую на самую правую каплю; е) силу упругости пружины, действующую на цилиндр; ж) силу трения, действующую на пальцы со стороны доски.
2а. Ученик утверждает, что если на кабину лифта действуют уравновешенные силы, то лифт «стоит». Исправьте ошибку. Переформулируйте утверждение, поменяв местами причину и следствие. Будет ли верным такое утверждение?
2б. Уравновешенные или неуравновешенные силы действуют в ситуациях, перечисленных ниже? Если вы считаете, что силы не уравновешивают друг друга, то укажите признак или признаки (подсказка: см. § 3-а, есть 4 признака): ...
... пассажир метро едет по эскалатору; подводная лодка начинает погружаться; камень лежит на дне моря; люстра висит на потолке; ракета взлетает с космодрома; такси сворачивает на соседнюю улицу; лифт закрыл двери и начал подниматься; cамолёт совершает длительный перелёт; мяч отскакивает от стенки; воздушный шар привязан к земле; стрела вонзается в мишень; Луна движется вокруг Земли.
3а. Сделайте рисунки-чертежи ко всем ситуациям, перечисленным в предыдущей задаче. Начертите векторы всех сил схематично, без соблюдения масштаба (см. примеры рисунков выше).
3б. Сделайте рисунки-чертежи ко всем ситуациям, перечисленным в предыдущей задаче. Начертите векторы всех сил с соблюдением относительного масштаба (равные силы – равные длины векторов).
3в. Сделайте рисунки-чертежи только к тем ситуациям, где возможно соблюдение абсолютного масштаба (например, 1 клетка – 1 ньютон и т.п., подсказка: см. § 3-а, про 102 грамма).
(C) 2010. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)
|