[ незарегистрированный пользователь ]
  Учебники   Проверялки   Рассуждалки   Вычислялки   Тестилки   Лабораторки   Факультатив  

Задачники по темам:     01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15

      Тема 02. Масса и плотность        

 

«««  [ ]  »»»
 
  Задания и упражнения из темы 02 учебника

 

1а. Назовите причину возникновения приливов и отливов на побережьях морей и океанов.

1б. Притягивается ли к Земле космический корабль, перелетевший на Луну? Обоснуйте ваше мнение.

2а. Чем больше в поезде вагонов, тем больше его масса. Такой поезд требует и больше времени, чтобы набрать нужную скорость при разгоне. О каком свойстве поезда мы ведём речь?

2б. Какова причина необходимости жёлтого сигнала светофора? Связана ли она с массой автомобиля?

     

3а. Для определения массы тела на весы поместили гири 100 г, 50 г и 10 г, а также миллиграммовые гири-пластинки, которые изображены на рисунке. Подсчитайте массу взвешиваемого тела.

3б. Что тяжелее: тело, массу которого вы подсчитали в предыдущей задаче, или стакан, заполненный водой?

4. Опишите опыт с весами, шаром и стаканом воды, которые изображены на рисунке. Продолжите фразы:
Для опыта использовано следующее оборудование: ...
В первой части опыта сделали следующее: ...
При этом наблюдали, что ...
Во второй части опыта поступили так: ...
При этом увидели, что ...
Следовательно, опыт свидетельствует о том, что ...

5а. Используя рисунок опыта, назовите не менее трёх фактов, относящихся к левой половине рисунка, и не менее трёх фактов, относящихся к правой половине.

5б. Используя рисунок опыта, назовите не менее двух фактов, вытекающих из сравнения обеих половин рисунка.

5в. Сформулируйте гипотезу, для проверки которой могут быть использованы две изображённые на рисунке стадии опыта.

 
 

 
 

 
 

 
 
 

6а. На левую чашу весов помещают шар объёмом 1 литр. На правую чашу ставят гирю массой 2 кг, и она «перевешивает». Её заменяют гирей массой 1 кг, и теперь «перевешивает» шар. Оцените плотность шара.

Дано:
V = 1 л =
= 1 дм³ =
= 0,001 м³
m > 1 кг
m < 2 кг
? < ρ < ?
Решение.
Плотность вычисляется по формуле ρ = m : V.
Тогда ρ1 = 1 кг : 0,001 м³ = 1000 кг/м³,
а также ρ2 = 2 кг : 0,001 м³ = 2000 кг/м³.
Но так как m > 1 кг, то ρ > 1000 кг/м³,
и поскольку m < 2 кг, то ρ < 2000 кг/м³.
Отразим правые неравенства на числовой прямой:
Ответ: плотность шара находится в интервале 1000 ... 2000 кг/м³, что в виде неравенства: 1000 кг/м³ < ρ < 2000 кг/м³.

Пользуясь приведённым образцом, решите следующие задачи.

6б. Чтобы соорудить бетонный фундамент для стены, вырыли траншею объёмом 2 м³. Для её заполнения потребовалось менее 5 тонн жидкого бетона. Оцените его плотность.

6в. В полностью заполненном резервуаре, предназначенном для хранения нефтепродуктов, находится более 50 тонн бензина. Оцените объём резервуара.

6г. Объём спальной комнаты в квартире более 20 м³. Оцените массу воздуха в такой комнате.

7а. Верно ли, что масса стакана, заполненного ртутью, более 1 кг?

7б. Что тяжелее: кирпич с рёбрами 25×12×9 см или 3 л молока?

8а. Поместится ли в трёхлитровой банке 4 кг мёда?

8б. Что займёт больше места: куб с ребром 1 дм или 13 кг ртути?

 
 

 
 

 
 

 
 
 

В этой теме мы продолжаем учиться понимать смысл текстов. Вы помните, что это умение называется читательской грамотностью. Выполните следующие задания.

9а. Найдите параграф и место в нём, где говорится о вкладе Франции в дело международной важности – обеспечение единства и точности измерений одной из физических величин. В чём заключается этот важный вклад Франции?

9б. Найдите параграф и место в нём, где графическое представление чисел облегчает нам понимание, откуда появились описанные в параграфе две натуральные дроби. Содержит ли текст объяснение, почему обе эти дроби менее единицы?

9в. Найдите параграф и места в нём, где указывается на зависимости физической величины, подробно изученной нами в этой теме, от двух других физических величин, которые мы пока не изучали подробно. Что это за величины?

9г. Какие параграфы, повествуя о совершенно разных свойствах тел и/или явлений, тем не менее указывают на их зависимость от одной и той же физической величины? Прочтите вслух одно предложение, в котором это поясняется в явном виде.

9д. Укажите все иллюстрации в параграфах этой темы, где два или более изображённых тела взаимодействуют друг с другом или с другим телом, не показанным на иллюстрации. Сколько таких иллюстраций вы насчитали в этой теме?

9е. Какие таблицы в этой теме не только играют информационную роль, но и помогают сформулировать обобщения и/или выводы? Найдите в тексте и прочитайте вслух соответствующие места, где есть эти обобщения и/или выводы.

9ж. Какой параграф из всех имеющихся в даной теме является наи более общим, то есть таким, содержание которого может быть распространено на все остальные параграфы? Какой термин из этого параграфа позволяет ему играть такую роль?

9з. Сформулируйте не менее трёх различных обобщений: что, по вашему мнению, объединяет ме жду собой все задания, предложенные вам на этой странице. В одном из обобщений употребите термин «информация».

На следующем уроке сравните свои ответы с ответами соседа по парте. Назовите аргументы в защиту своей точки зрения.


(C) 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)

 
 

 
 

Физика.ru   •   Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей