[ незарегистрированный пользователь ]
  Учебники   Проверялки   Задачки   Вычислялки   Рассуждалки   Тестилки   Факультатив  

Лабораторки по темам:     01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15

      Тема 14. Введение в оптику    

 

«««  [ ]  »»»
 
  Изготовление самодельного спектроскопа

Цели работы: 1. Научиться получать спектр белого света с помощью «водяной призмы» и выяснить роль в ней плоского зеркала. 2. Научиться получать и сравнить спектры белого и цветного света с помощью дифракционного отражателя.

Оборудование:







Опыт 1. Спектроскоп на основе «водяной призмы»

Здесь должен быть рисунок

1.1. В широкий сосуд с водой наклонно опустите плоское зеркало.

1.2. В солнечный день, закрыв шторы, выделите узкий пучок света.

1.3. Расположите сосуд так, чтобы в него попадал пучок под острым углом.

1.4. На белой стене или потолке обнаружьте цветную полоску – спектр.

1.5. Каков угол наклона зеркала, при котором спектр наиболее широк?

1.6. Где на чертеже (отметьте пунктиром) получившаяся «водяная призма»?

1.7. Начертите ход лучей в зоне между поверхностью воды и зеркалом.

1.8. Обозначьте на чертеже (отрезком), где «начинается» дисперсия.

1.9. Почему зеркало в этом опыте желательно, но совсем не обязательно?

1.10. В каком месте можно наблюдать спектр, если убрать зеркало?

1.11. Почему для этого желательно, чтобы сосуд был с прозрачным дном?

Делаю вывод по первой цели работы:








Опыт 2. Спектроскоп на основе дифракционного отражателя – компакт-диска

Здесь должен быть рисунок

2.1. Слева в передней стенке картонной коробки прорежьте вертикальную щель высотой несколько сантиметров и шириной несколько миллиметров и приклейте по её краям два лезвия так, чтобы между ними получилась очень узкая щель, менее половины миллиметра.

2.2. Внутри к задней стенке коробки приклейте непыльный и непоцарапанный компакт-диск, как показано на чертеже, чтобы одна из его зеркальных поверхностей была ориентировочно посередине задней стенки коробки.

2.3. В правой боковой стенке коробки сделайте отверстие диаметром несколько сантиметров для наблюдения глазом спектра через тубус, в качестве которого можно использовать плотный картонный цилиндр.

2.4. Направив щель на торшер или люстру с лампой накаливания, загляните в тубус и опишите спектр (коробка должна быть плотно заклеена).

2.5. Приобретите в хозяйственном магазине две люминесцентные лампы – с «холодным» оттенком света и «тёплым» оттенком света.

2.6. Попросите взрослых вкрутить лампы в люстру, чтобы там оказались одновременно лампы трёх видов (2х купленных + лампа накаливания).

2.7. Заглянув в тубус, сравните ширины спектров от каждой из ламп. Сравните яркость отдельных цветных компонентов каждого из спектров.

2.8. Поместите красное стекло на пути света и определите ширины и яркость компонентов спектра в этом случае.

2.9. Поместите зелёное стекло на пути света и определите ширины и яркость компонентов спектра в этом случае.

Делаю вывод по второй цели работы:









(C) 2013. Физика.ru при участии Мороз Н.Я. (Пермский край, г. Губаха)

 
 

 
 

Физика.ru   •   Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей