[ незарегистрированный пользователь ]
  Учебники   Проверялки   Задачки   Вычислялки   Рассуждалки   Тестилки   Факультатив  

Лабораторки по темам:     01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15

      Тема 12. Введение в кинематику    

 

«««  [ ]  »»»
 
  ДЛР 12-2. Изучение падения без начальной скорости

Цели работы: 1. Исследовать зависимость от времени перемещения тела, свободного падающего без начальной скорости. 2. Исследовать зависимость от времени средней скорости тела, свободного падающего без начальной скорости. 3. Исследовать зависимость от времени среднего ускорения свободного падения тела, начинающего движение без начальной скорости.

     

Оборудование: готовая стробоскопическая фотография свободно падающего (важно: без начальной скорости) тяжелого шарика при интервалах вспышек света стробоскопа 0,1 с.

Подготовка к работе

Вспоминаю и записываю следующие формулы для прямолинейного неравномерного движения:

а) как вычислить модуль перемещения тела, используя разность его координат?



б) как вычислить модуль средней скорости тела, используя модуль перемещения и время?



в) как вычислить модуль среднего ускорения тела, используя модуль перемещения и квадрат времени?



Выполнение работы

1. Используя фотографию, заполняю таблицу перемещений шарика «нарастающим итогом», то есть каждый раз измеряя от нуля.

этап движения шарика  0→1   0→2   0→3   0→4   0→5 
время движения шарика          
перемещение шарика, см          
оно же, поделенное на значение в серой клетке и округленное до целых          

2. Теперь заполняю таблицу перемещений шарика на последовательных «соседних» этапах, то есть лишь единожды измеряя от нуля.

этап движения шарика  0→1   1→2   2→3   3→4   4→5 
время движения шарика          
перемещение шарика, см          
оно же, поделенное на значение в серой клетке и округленное до целых          

На оценку «удовлетворительно»

3а. Даю два названия рядам чисел в последних строках обеих таблиц. Варианты названий: «ряд последовательных натуральных чисел», «ряд последовательных четных чисел», «ряд последовательных нечетных чисел», «ряд квадратов последовательных натуральных чисел» и т.п.

3б. Делаю вывод по первой цели работы:   выполнив задания, я ...






На оценку «хорошо»

4а. Используя таблицы № 1 и № 2, вычисляю средние скорости движения шарика на отдельных этапах и заполняю новую таблицу.

этап движения шарика 0→1 0→2 0→3 0→4 0→5
средняя скорость на этапе, см/с          
этап движения шарика 0→1 1→2 2→3 3→4 4→5
средняя скорость на этапе, см/с          

4б. Вычерчиваю два графика: как средние скорости зависят от времени (рекомендация: графики проще и быстрее построить не в тетради, а в компьютерной программе Excel или аналогичной). Графики каких видов получились: прямые, параболы, гиперболы, какие-то иные?

4в. Графики каких функций получились: прямой пропорциональности, обратной пропорциональности, линейной функции с ненулевым коэффициентом b, полной квадратичной функции, частной квадратичной функции (с нулевыми коэффициентами), каких-то иных функций?

4г. Делаю вывод по второй цели работы:   выполнив задания, я ...






На оценку «отлично»

5а. Используя таблицы №1 и №2, вычисляю средние ускорения свободного падения на отдельных этапах и заполняю новую таблицу.

этап движения шарика 0→1 0→2 0→3 0→4 0→5
среднее ускорение на этапе, см/с²          
среднее ускорение на этапе, м/с²          

5б. Делаю вывод по третьей цели работы:   выполнив задания, я ...






На дополнительную оценку «отлично»

6а. Используя таблицы №1 и №2, вычисляю средние ускорения свободного падения на отдельных этапах и заполняю новую таблицу.

этап движения шарика 0→1 1→2 2→3 3→4 4→5
среднее ускорение на этапе, см/с²          
среднее ускорение на этапе, м/с²          

6б. Почему заполнение свободных клеток в этой таблице значительно сложнее, чем в предыдущей таблице?







(C) 2016. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)

 
 

 
 

Физика.ru   •   Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей