ДЛР 06-2. Измерение КПД теплообмена двух тел
Цели работы: 1. Познакомиться с устройством калориметра и экспериментально подтвердить: теплообмен в нём происходит с потерей некоторого количества теплоты. 2. Измерить КПД теплообмена для тел внутри калориметра и объяснить его отличие от 100%. 3. Уточнить измерение КПД теплообмена для тел внутри калориметра с учетом массы его внутреннего сосуда и дать интерпретацию изменению результата.
Оборудование:
Выполнение работы *
На оценку «удовлетворительно»
1. Отмеряю мензуркой 100-120 мл холодной воды.
2. Переливаю воду в калориметр и измеряю её температуру.
3. Измеряю температуру горячей воды.
4. Доливаю в калориметр некоторое количество горячей воды. Измеряю температуру образовавшейся смеси.
5. Переливаю воду в мензурку. Измеряю объём тёплой воды.
6. По результатам измерений заполняю таблицу:
|
V, мл |
m, кг |
t, °С |
Dt, °С |
Q, Дж |
Холодная вода |
|
|
|
|
|
Горячая вода |
|
|
|
|
|
7. Делаю вывод по первой цели работы: выполнив задания работы, я ...
На оценку «хорошо»
8. Вычисляю значение КПД теплообмена между горячей и холодной водой в калориметре.
9. Делаю вывод по второй цели работы: выполнив задания, я также ...
На оценку «отлично»
10. Выливаю воду из внутреннего стаканчика калориметра и промокаю остатки воды салфеткой.
11. При помощи весов измеряю массу стаканчика.
12. Считая, что стаканчик изготовлен из алюминия, подсчитываю количество теплоты, пошедшее на его нагревание.
13. Считая теперь полезной теплотой ту, которая была получена не только холодной водой, но и стаканчиком, вновь вычисляю КПД теплообмена.
14. Объясняю, почему получившееся значение КПД возросло, но вновь оказалось меньше 100%.
* Пояснение: ДЛР – дифференцированная лабораторная работа (полноурочная, оцениваемая). На выполнение работы и письменное оформление отчёта отводится весь урок: 45 минут.
(C) 2012. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)
|