| ||||
![]() |
Проверялки | Рассуждалки | Тестилки | Задачки | Вычислялки | Лабораторки | Факультатив |
Форумы по темам: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 Новое |
Тема 12. Введение в кинематику |
Сообщение # 78 2010-03-01 16:57:13 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить такой вопрос: нужно ли изучать (и применять к решению задач) в обычных 9х классах кинематические уравнения в векторном виде, или же стоит ограничиться уравнениями в проекциях или вообще обойтись без проекций, и изучать эти уравнения без индексов «х»? Что скажете - у кого какой есть опыт? | ||
Сообщение # 98 2010-06-03 22:04:27 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | В 9х классах нужно обязательно изучать математическую тему Векторы и их проекции и давать множество различных заданий для проверки усвоения этих понятий. Кинематические уравнения в векторном виде можно дать как образцы при решении типовых задач. Когда не даешь вообще кинематических уравнений в векторном виде, впоследствии в старших классах возникают трудности при объяснении многих тем. | ||
Сообщение # 99 2010-09-03 17:36:58 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Согласен, что внутрипредметные связи важны. Однако давайте рассмотрим это с точки зрения эффективности затрат времени. Напомню, что я вел речь о кинематических уравнениях, а не об исключении векторности как таковой из всех формул 9 класса. Понятие ускорения не может не остаться векторным, иначе мы не сможем объяснить движение по окружности и т.п. На мой взгляд, в обычных 9х классах (подчеркну) при двух уроках физики в неделю приходится жертвовать математической строгостью, чтобы физический смысл не потерялся за математическими сложностями для большинства девятиклассников. Вопрос лежит как раз в плоскости эффективности расходования времени - чему его больше уделить. Коллеги, у кого еще какие мнения по этому поводу? | ||
Сообщение # 129 2010-11-06 07:44:03 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Выскажу свою точку зрения по теме, поднятой Игорем Викторовичем. При изучении понятий скорости, ускорения, перемещения представление о векторном характере этих величин дать надо обязательно. И до автоматизма (повторяя как правило) довести определение знака проекции величины. И тогда уравнения скорости, ускорения можно применять и без индексов "х", это упрощает математическую запись. Но устно проговаривать знаки проекций в уравнениях обязательно. В 10 классе это все проделывается при строгом требовании к математической записи с использованием "х". | ||
Сообщение # 179 2010-12-05 03:32:27 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Говорить о проекциях, не говоря о векторах... Боюсь, не получится, хотя соблазн есть. На векторы приходится отводить 2 урока, не такая большая потеря времени. Но должны быть толковые живые запоминающиеся примеры и упражнения. | ||
Сообщение # 182 2010-12-10 16:39:58 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Добрый день, коллеги! В общеобразовательных классах, в курсе алгебры даются понятия и вектора, и действия над векторами. Поэтому, для сокращения времени на изучение этой темы я планирую свою совместную работу с преподавателем данного предмета. Кинематические уравнения, думаю нужно записывать и в векторном виде, и в виде проекций. На запись уравнений в проекциях уходит не так уж много времени, но обучающиеся многократно повторяют "кинематические связи". К тому же, порядок действия - алгоритм! Ведь не зря говорят, что "количество переходит в качество" | ||
Сообщение # 284 2011-03-19 22:35:32 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Мне кажется, что есть определенный смысл в перестройке курса 9 класса. Я в первом полугодии прохожу колебания и волны, магнитные взаимодействия и квантовую физику. Пока дети раскачиваются, вспоминая математику, я успеваю на качественном уровне эти вопросы рассмотреть. Ближе ко второму полугодию уже больше внимания уделяется обобщению и повторению курса математики, и я это использую, начиная изучать кинематику, динамику, законы сохранения. При этом легче использовать понятие векторных величин, легче решать одни из самых сложных в курсе основной школы задачи по механике, да и математики при повторении легче опираются на физические примеры. И затем в 10 классе надо Механику, изученную в конце 9 класса только повторить, можно сэкономить немного учебного времени на другие разделы. Без понятия вектора невозможно обходиться при введении понятий перемещения, скорости, ускорения. Но при решении задач, на мой взгляд, вполне достаточно только учёта знаков проекций. Ведь мы рассматриваем, практически, только прямолинейное движение, ось координат только одна, и особой необходимости приписывать ко всем величинам ссылку на эту ось нет. К тому же, мы фактически получаем уравнение для перемещения не в векторной форме, а только в числовой, в проекции. Согласен, что необходимо учитывать правило для определения знаков и даже регулярно проговариваю, что величины векторные, но мы практически не умеем выполнять с векторами никаких действий, поэтому работаем с проекциями - числами. | ||
Сообщение # 285 2011-03-19 22:49:40 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Примечание. Чтобы познакомиться со спектром всех мнений по этой теме в форуме, нажмите прямо сейчас слово «Фильтр» на заголовке моего сообщения. Нажали? Я не случайно поднял эту тему, поскольку она наиболее «больная» при решении задач в основной школе. Дети с 1го по 8й класс уроками математики и физики (то есть нами же) приучены в 99% процентах случаев решать задачи либо арифметически, либо алгебраически. Поэтому сначала надо ответить для себя на методологический вопрос - мы считаем это нормальным или нет? Как мы сами решаем задачу с векторами в кинематике? Например, простейшая: найдите перемещение туриста, если он шёл 3 часа на север, и 4 часа на запад. Ловлю себя на мысли, что сделаю чертёж, покажу его перемещение, а модуль найду по теореме Пифагора. А вы? Если так же, то, увы, у нас самих методологическая проблема. Ведь на самом деле задача решена уже тогда, когда сделан чертёж: ведь определить вектор - значит определить его модуль и направление. Но ведь не обязательно алгебраически! Померить вектор линейкой и глазами увидеть его направление на северо-запад - это тоже решение! Но подсознательно лично меня не покидает ощущение, что неполноценное это решение. И привито это мне моими учителями физики... Когда я работал учителем физики, то дал своим детям поблажку, изучил с ребятами всю кинематику без акцентирования на векторах, сам произносил, а от них не требовал; только при решении задач учитывали знак плюс или минус. Дети щёлкали задачки, как орешки. Но в итоге-то, перед динамикой, всё равно пришлось приучать ребят к векторам и их проекциям. И тут начались крокодильи слёзы. В 1й четверти все были отличниками и хорошистами, а во второй четверти в одночасье стали троечниками! Только теперь понимаю, что проблема была в моей голове: ведь алгебру я ставил выше геометрии! А надо бы наоборот - меньше искать проекций и писать уравнений (с этого момента физика кончалась), а больше чертить и мерить линейкой! | ||
Сообщение # 294 2011-03-23 22:56:31 | Кинематика в обычном 9 классе | Фильтр | |
![]() | Добрый день, коллеги! Вы затронули тему, которая красной нитью проходит по всему курсу физики. Я при изучении кинематики прошу учителей математики первые две недели изучать вектора. Администрация мне это разрешает. Соединив два предмета, ребята адекватно воспринимают проекцию векторов на ось. Дальнейшая работа облегчается. | ||
Сообщение # 368 2011-09-16 23:09:27 | Задачи «Графики кинематических величин» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Екатерина Владимировна публикует подборку задач «Графики кинематических величин» (тема 12). Просьба высказать мнение о публикации: что удалось, а что улучшить. Мнение коллег всегда важно для автора, давайте поделимся! С уважением, автосекретарь клуба «Физика.ru» | ||
Сообщение # 377 2011-09-22 11:55:47 | Задачи «Графики кинематических величин» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Екатерина Владимировна, наконец-то я "добралась" до форума. Я внимательно просмотрела Ваш ресурс. Хорошие графические задачи, четко поставленные вопросы к ним - залог успешной работы и на уроке, и дома. Спасибо! Одно "но" меня смутило: нет единиц измерения перемещения и времени на координатных осях и нет начальной точки.
| ||
Сообщение # 404 2011-10-12 11:08:31 | Обсуждаем тестилку Т 12-1 Относительность движения | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! С нового учебного года целенаправленно нарабатываю методику эффективного использования сайта в учебном процессе. Прорешиваю предварительно тестилку 12-1. Затем планирую дать ее в качестве домашнего задания учащимся 9 кл ФМШ. Но не получается верно ответить на следующий вопрос: "Рыбак сидит в лодке, не работая веслами. Относительно рыбака берег..." Автоматическая проверка теста не принимает в качестве верного ответа ни ответ "движется от носа лодки к ее корме", ни ответ "движется от кормы лодки к ее носу". Почему? Спасибо! | ||
Сообщение # 405 2011-10-12 11:38:50 | Обсуждаем тестилку Т 12-1 Относительность движения | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Этот тест сам по себе непростой, а это задание особенно. Правильный ответ: может и покоиться, и двигаться в любую сторону. Всё зависит от того, что было перед тем моментом, когда мы увидели, что рыбак просто сидит в лодке и не работает вёслами - в смысле куда он плыл до этого (и насколько усиленно работал вёслами). В 7 классе (см. § 02-б) мы обсуждали свойство инертности тел. Несмотря на то, что в теме 12 мы изучаем кинематику, не принимать во внимание уже изученные в 7 классе сведения по динамике было бы неправильно. | ||
Сообщение # 437 2011-12-13 14:23:43 | Решение задач в обход физико-математической сущности | Фильтр | |
![]() | Использовать математические методы надо в старшей школе, особенно в 11 классе. Тогда многие задачи в ЕГЭ могут быть решены гораздо проще, например: x = t^3+10, найти скорость в момент t=1c. Можно сказать, что нет таких задач, тогда x=5cos2пt, найти ускорение. Математика, несомненно, нужна. В 6-7 классах хорошо хотя бы научить подставлять в формулы. | ||
Сообщение # 517 2012-10-08 09:08:26 | 9 класс: методические аспекты применения интерактивных заданий сайта | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, коллеги! Позади – более чем месяц работы учащихся в нашем клубе, и мы предлагаем обсудить вопросы методики организации домашней работы с материалами сайта. Примерные вопросы для обсуждения – как методически лучше в 9 классе: Выполнение определенного задания лучше «задавать» или пусть ребята выполняют задание, если сочтут нужным? Если «задавать» – то всему классу одновременно или сегодня одним учащимся, а на следующем уроке – другим? Оценивать каждое выполненное задание или группировать: например, за 2 проверялкиных – «пятерка» в журнал? Дргугие оценки – «четверки» и «тройки» ставим или нет – просто считаем домашней тренировкой, не оценивая? Тестилки контролируем в классе по распечаткам (сгенерированным в случайном порядке сайтом для учителя) или достаточно домашнего выполнения? Рассуждалки контролируем в классе по устным диалогам (например, проецируя на экран задание с пропусками) или достаточно домашнего выполнения? Если есть другие вопросы, актуальные в 9 классе – тоже обсуждаем! | ||
Сообщение # 522 2012-10-12 14:20:52 | 9 класс: методические аспекты применения интерактивных заданий сайта | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо Галине Львовне и Ирине Валентиновне, принявшим участие в обсуждении аналогичной темы для 7-8 классов. Безусловно, любую работу учащихся, даже самостоятельную, нужно организовывать и направлять. Мы все, в общем-то, только в начале пути создания методики применения интерактивных заданий для домашней работы учащихся: ни в одном из учебников по дидактике это не описано. Мы с вами сейчас, по сути, вместе создаем этот раздел современной дидактики физики. Поэтому воздержусь пока от озвучивания собственного мнения, которое формировалось порядка 10 лет назад, когда я работал в школе, а мои ученики имели доступ к компьютеру только вместе со мной в послеурочное время в кабинете информатики по 2-3 человека за одним компьютером. И компьютерная грамотность ребят была иной, и сами проверялки-рассуждалки-тестилки были короткими отрывками сегодняшних. Поэтому это совсем не та же методика, чем сейчас, когда ребята имеют в полном смысле персональные компьютеры, порой грамотнее учителя за компьютером, а проверялок-рассуждалок-тестилок за эти годы создано столько, что только выполняй! Призываю всех коллег не стесняться, а высказать свое мнение - что получается (или не получается) у лучших ребят, давайте пока ориентироваться на них. Как мотивируем середнячков? Как оцениваем лучших? Как и кому задаём выполнить то или иное задание? В этом году несколько коллег используют сайт и для 9-10-11 классников. Присоединяйтесь к диалогу. Добро пожаловать к обсуждению! |
![]() |
Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей |