| ||||
![]() |
Проверялки | Рассуждалки | Тестилки | Задачки | Вычислялки | Лабораторки | Факультатив |
Форумы по темам: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 Новое |
Тема 07. Молекулярно-кинетическая теория |
Сообщение # 13 2010-02-10 00:00:12 | Почему тема «Молекулы» перемещена нами из 7 класса в начало 8 класса | Фильтр | |
![]() | Это сделано сознательно, и аргументы следующие. Немного истории. Авторы классического учебника (см. например, Физика 6-7, изд. 6, 1984 г) предполагали следующие внутрипредметные связи материала темы «Первоначальные сведения о строении вещества» в других темах своего курса: § 26. Выражение плотности вещества через массу молекулы. § 37. Силы взаимодействия молекул и явление смачивания. § 40. Давление газа. § 41. Передача давления жидкостями и газами. § 42. Свободная поверхность жидкости. § 47. Существование воздушной оболочки Земли. В других параграфах сведения о молекулярном строении вещества никак не применяются. Следовательно, эти параграфы по сути и составляли прочность внутрипредметных связей понятия «молекула» в 7 классе. Однако в последующих изданиях (см. например, изд. 12, 1993 г) три из этих шести параграфов были вообще исключены, а преподавание последнего в ежегодных методических рекомендациях было сочтено необязательным (поскольку там объясняется недостижимость молекулами воздуха второй космической скорости). Таким образом, приходится констатировать, что более половины из запланированных авторами внутрипредметных «мостиков» не выдержали проверку временем. В начале 8 класса имеются более благоприятные условия для изучения этой темы: 1. За курс 7 класса накапливается эмпирический материал о свойствах жидких, газообразных и твердых тел (названия, типичные состояния, плотность и т.п.). 2. Вплотную с темой «про молекулы» будет расположена тема «про теплоту», что важно для прочных внутрипредметных связей и «обозреваемости» тем. 3. Начинается изучение химии, где с первых же уроков понятия «молекула» и «атом» раскрываются полнее, и, строго говоря, более корректно. 4. Главное: сама тема «Молекулы» теперь может быть изучена как гордая Молекулярно-Кинетическая Теория, поскольку изучены и улеглись в сознании учащихся фундаментальные для неё понятия силы и энергии. | ||
Сообщение # 412 2011-10-21 19:56:49 | Вычислялки «Количество теплоты» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Игорь Викторович! Мы с ребятами решали задачи и у нас возник вопрос: почему при использовании табличных данных из учебников других авторов, кроме вашего, ответы не сходятся с предложенными? | ||
Сообщение # 413 2011-10-22 09:42:10 | Вычислялки «Количество теплоты» | Фильтр | |
![]() | Здравствуйте, Татьяна Семёновна! Ваш вопрос более глубок, чем может показаться на первый взгляд. Не знаю про учебники других авторов, могу сказать про мои в сравнении с Перышкиным. Когда я писал свои учебники, то обнаружил, что табличные данные у Перышкина часто не совпадают с табличными данными в энциклопедиях и справочниках последних лет изданий. Отличия, в основном, незначительные, но есть. Поскольку любой новый учебник всегда проходит экспертизу двух академий - РАН и АПН, я, конечно, использовал самые свежие табличные значения, и экспертиза в отношении них никаких замечаний не сделала. Соответственно, и для верных ответов к задачам на этом сайте используются табличные значения из моих учебников. | ||
Сообщение # 459 2012-03-14 05:04:21 | Факультатив - Диффузия | Фильтр | |
![]() | Ирина Викторовна, с удовольствием просмотрела вашу работу. Такие замечательные опыты предложены вами! Не зря говорят: «Все гениальное, просто». Важно то, что для проведения домашнего эксперимента по диффузии необходим минимум приборов (только часы) и максимум: фантазии, любопытства, воображения и логического мышления. Спасибо вам. Я обязательно порекомендую своим семиклассникам провести данные эксперименты дома. | ||
Сообщение # 635 2015-12-08 22:32:47 | О связи тем: Введение в термодинамику и МКТ | Фильтр | |
![]() | Впервые в школьных учебниках 7-8 классов дано обоснование формул термодинамики для расчёта количества теплоты с точки зрения МКТ. Думала, что мои ученики будут испытывать трудности, сопоставляя "молекулярное" объяснение процессов нагревания, плавления, парообразования и термодинамические формулы. На практике оказалось, что углубились представления учеников на основе возможности объяснять тепловые процессы количественно - с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Этот подход решает, на мой взгляд, две задачи: 1) повторение термодинамики на новом уровне знаний; 2) позволяет понять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов на основе молекулярных связей. А это важно для формирования основы научной картины мира в сознании учеников. |
![]() |
Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей |