Цель этих практических заданий – научить вас определять объёмы различных тел и сосудов как прямым измерением: с помощью мензурки, так и косвенным путём: при помощи вычислений.
1. Определение объёма спичечного коробка или куска мыла. Для этого измерьте длину, ширину и высоту (l, b, h) в сантиметрах. Перемножьте полученные числа и найдите объём: V = l·b·h. Выразите объём в кубических сантиметрах и миллилитрах.
2. Определение объёма стопки всех учебников из вашего портфеля. Для этого измерьте длину, ширину и высоту (l, b, h) в дециметрах. Перемножьте полученные числа и найдите объём: V = l·b·h. Выразите объём в кубических дециметрах и литрах.
3. Определение объёма классной комнаты. Для этого измерьте длину, ширину и высоту (l, b, h) в метрах. Перемножьте полученные числа и найдите объём: V = l·b·h. Выразите объём в кубических кубических метрах и литрах.
4. Определение полной ёмкости поллитровой бутылки. Для этого возьмите пустую бутылку из-под газированной воды с надписью 0,5 л и при помощи мензурки налейте в неё 500 мл воды. Отметь на бутылке уровень воды фломастером. С помощью мензурки долейте бутылку доверху. Сколько воды долито? Каков полный объём бутылки? Можно написать это на листочке и приклеить на бутылку.
5. Определение среднего объёма горошины. Налейте в мензурку 100 мл воды и насыпьте 50 горошин. На сколько поднялся уровень воды? Полученное число разделите на 50 горошин. Так вы найдёте объём одной горошины. Выразите его в кубических сантиметрах и кубических миллиметрах.
6. Измерение объёма капли холодной воды. Для этого удобно использовать медицинскую пипетку, но намного лучше – самовар, приоткрыв его кран так, чтобы капли падали медленно, и их было удобно считать. Накапайте в мензурку 200 капель воды, когда самовар холодный. Какой объём получился? Поделив его на 200, вы найдёте объём одной капли. Выразите его в кубических миллиметрах и сравните с объёмом горошины из предыдущего задания.
7. Измерение объёма капли горячей воды. Внимение: выполнять под наблюдением взрослых! Повторите выполнение предыдущего задания с каплями из самовара, когда он только что закипел. Используйте сначала стакан, а после охлажения воды перелейте её в мензурку. Больше или меньше получился объём одной капли по сравнению с холодным самоваром? Может, вы ошиблись? Проверьте ещё раз. Всё верно? Остались вопросы? Добро пожаловать с ними к учителю!
(C) 2010. Асташина Наталья Юрьевна (Красноярский край, г. Красноярск)
|