Урочное планирование 12 темы «Введение в кинематику»
УМК «Физика 7-8-9» И.В.Кривченко


Основное содержание урока (план для учителя) Дидактические материалы
Урок 12.1.   Введение в кинематику и относительность движения (см. § 12-а, § 12-б).

Методическое замечание. Кинематика – самый сложный раздел физики из изучаемых в основной школе. Причина этого – чрезвычайно высокая умозрительность (модельность) основного содержания кинематики. Облегчить учащимся освоение такого материала помогут графические средства наглядности: стробоскопические фотографии, геометрические построения и даже схематичные рисунки: ведь кинематика лишь выражается бесстрастной алгеброй, являясь по сути наглядной геометрией.

Способы описания движения: словесный, табличный, графический, формулами.

Демонстрация приема: «формирование линейного уравнения по линейному графику» (рекомендация: использовать текстовую задачу, таблицу и график из § 12-а учебника).

Кинематика. Материальная точка. Траектория.

Закрепление: задачи № 1абвг (устно, фронтально, на слух).

Механическое движение. Относительность движения: быстроты/направления и пути/траектории движения.

Демонстрация опыта: «относительность траектории» (рекомендация: для опыта потребуется штатив с лапкой и кольцом, а также тяжелый шарик на нити; привязав нить за край стола, шарик опускают в кольцо, чтобы он едва свешивался; линейку крепят в лапке штатива вертикально и двигают его к месту крепления нити: шарик опускается вертикально вдоль линейки; затем линейку закрепляют в другом штативе приблизительно под 45° к поверхности стола; двигая первый штатив обратно, наблюдают, что траектория шарика теперь не вертикальна, а наклонена приблизительно на 45° по отношению к столу, кроме того, приблизительно в 1,5 раза длиннее).

Система отсчета: тело отсчета, часы и система координат (акцент: связанные с телом отсчета).

Закрепление: тестилка Т 12-1 «Относительность движения вокруг нас» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Проверялки § 12-а, § 12-б.

Рассуждалка Р 12-1.

Тестилка Т 12-1.

Задачи № 1абвг (см. стр.33 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 12-1 (всему классу).
• Проверялки § 12-а, § 12-б (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 12-1 (в другой микрогруппе).

Урок 12.2.   Решение текстовых задач и задач-графиков.

Проверка д/з: тестилка Т 12-1 «Относительность движения вокруг нас» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: словесный/табличный/графический/аналитический способы описания движения, относительность движения качественно (обязательно: вперед/назад, быстрее/медленнее), относительность движения количественно (обязательно: матрос идет по палубе вдоль/обратно течения реки, факультативно: матрос идет по палубе под углом к течению реки).

Рекомендация: обязательно уделить внимание задачам на взаимосвязь понятий словесный/табличный/графический/аналитический способы описания движения (как прямым, так и обратным, в т.ч. на кусочно-линейных функциях, как, например, в § 12-а учебника). Рекомендуемые подборки задач по теме 12 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=12

Тестилка Т 12-1 (распечатки).

Проверялки § 12-а, § 12-б.

Рассуждалка Р 12-1.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Проверялки § 12-а, § 12-б (в других микрогруппах, чем на предыдущем уроке).
• Рассуждалка Р 12-1 (в другой микрогруппе, чем на предыдущем уроке).
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.3.   Путь, перемещение и действия с векторами (см. § 12-в, § 12-г).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Перемещение как вектор (акцент: при геометрическом описании вектора нужен масштаб, при алгебраическом описании ветора нужно минимум два числа, а именно длина вектора и угол/углы с осью/осями координат). Необходимость для описания движения обоих понятий: пути и перемещения.

Демонстрация приема: «идентификация вектора линейкой с транспортиром и координатами начала/конца вектора» (рекомендация: в первом случае рекомендуется употреблять термин «азимут», который должен быть известен учащимся из курса природоведения).

Теорема Пифагора как способ нахождения длин векторов-гипотенуз (факультативно: теорема косинусов как универсальный аналитический способ нахождения длин векторов). Правило параллелограмма/треугольника как универсальный графический способ нахождения длин векторов и их направлений одновременно.

Демонстрация приема: «сложение/вычитание векторов графическим способом» (акцент: известная степень взаимозаменяемости правил треугольника и параллелограмма).

Вырождение правила треугольника/параллелограмма в правило сложения коллинеарных векторов (напоминание: его мы изучили в § 3-в при рассмотрении равнодействующей сонаправленных/противонаправленных сил в 7 классе).

Закрепление: задачи № 2, 3, 4, 5 (выборочно: письменно, фронтально, на доске; акцент: геометрический способ решения, то есть построением).

Проверялки § 12-в, § 12-г.

Рассуждалка Р 12-2.

Задачи № 2, 3, 4, 5 (см. стр.33 учебника).

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Проверялки § 12-в, § 12-г (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 12-2 (в другой микрогруппе).
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.4.   Два вида скорости равномерного движения (см. § 12-д).

Проверка д/з: учитель пересаживает 6 «сильных» учеников на последние парты, и они решают «на оценку» задачи на перпендикулярные/коллинеарные векторы перемещений, включая применение теоремы Пифагора (с последних парт 6 учеников пересаживаются на освободившиеся места ближе к доске); в это время с остальными учащимися фронтально отрабатываем правило параллелограмма/трееугольника построением на доске и в тетрадях.

Скорость равномерного движения (скалярная величина, [м/с] как основная единица). Однонаправленное движение (совпадение модуля перемещения и пути). Скорость равномерного прямолинейного движения (векторная величина, [м/с,°'"] как двойная основная единица).

Примечание. Полезно вспомнить определение равномерного движения из § 1-ж учебника 7 класса: равные части пути, равные интервалы времени. Не рекомендуется затрагивать задачи на среднюю скорость со всем классом (таким задачам можно уделить время индивидуально, выдавая карточки с разноуровневыми задачами).

Произведение вектора на положительный скаляр. Сонаправленность скорости равномерного прямолинейного движения с перемещением (акцент: выражение «вектор скорости/перемещения» является тавтологией, так как скорость/перемещение уже векторы).

Закрепление: задачи 1 и 2 из § 12-д учебника.

Проверялки § 12-в, § 12-г.

Рассуждалка Р 12-2.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Проверялки § 12-в, § 12-г (в других микрогруппах, чем на предыдущем уроке).
• Рассуждалка Р 12-2 (в другой микрогруппе, чем на предыдущем уроке).
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.5.   Проекции векторов на координатные оси (см. § 12-е).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Преимущества векторного описания движения: наглядность геометрического описания в сравнении с алгебраическим. Недостатки геометрического описания движения: трудоемкость и некомпьютеризируемость действий с векторами.

Демонстрация опыта: «проектирование стрелы» (рекомендация: используя затемнение в кабинете, сделать теневую проекцию стрелы/указки на доску, где изображена координатная ось; показать изменение длины тени в зависимости от угла между стрелой/указкой и лучами света; не забыть показать равенство длин теней при развороте стрелы/указки на 180°, то есть обосновать необходимость введения правила для знака проекции).

Проекция вектора на координатную ось. Скалярный характер проекции (акцент: проекция может быть отрицательной, в отличие от длины вектора). Частные случаи проектирования векторов: острый/тупой и нулевой/развернутый углы между вектором и осью. Проекция вектора как разность координат конца и начала вектора.

Закрепление: задачи № 6абвгдеж (устно, фронтально, на доске).

Вектор как функция времени (акцент: при любом движении перемещение меняется с течением времени, скорость тоже может меняться).

Закрепление: тестилка Т 12-2 «Движение по прямой и в плоскости» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Примечание. Практика показывает, что тестилка Т 12-2 является для учащихся трудной, но не сложной (пояснение: трудность является субъективной психологической характеристикой; сложность является объективной характеристикой, определяемой числом компонентов для принятия решения). Поэтому рекомендуется обратить внимание, что учащиеся уже знают из алгебры запись вида y=f(x), которая в физике выступает как s=f(t) или v=f(t), то есть аргументом является время.

Проверялки § 12-д, § 12-е.

Рассуждалка Р 12-3.

Тестилка Т 12-2.

задачи № 6абвгдеж (см. стр.33 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 12-2 (всему классу).
• Проверялки § 12-д, § 12-е (для желающих).
• Рассуждалка Р 12-3 (для желающих).

Урок 12.6.   Уравнение равномерного движения по прямой (см. § 12-ж).

Проверка д/з: тестилка Т 12-2 «Движение по прямой и в плоскости» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Примечание. Практика показывает, что тестилка Т 12-2 является для учащихся трудной, но не сложной (пояснение см. в описании предыдущего урока). Поэтому рекомендуется провести повторный разбор приемов работы с заданиями тестилки; она будет задана повторно на дом и повторно проконтролирована на следующем уроке.

Задача, приводящая к обобщенному уравнению равномерного прямолинейного движения: X=Xo+Vx·t, то есть X=Xo±V·t, при переходе от проекции скорости к модулю.

Закрепление: решение задач на встречу/обгон равномерно движущихся объектов.

Тождественность векторного уравнения S=V·t и скалярного уравнения Sx=Vx·t применительно к прямолинейному движению. Тождественность скалярного уравнения Sx=Vx·t и скалярного уравнения X=Xo+Vx·t применительно к прямолинейному движению. Тождественность векторного уравнения S=V·t и скалярного уравнения X=Xo+Vx·t применительно к прямолинейному движению (акцент: нетождественность этих уравнений применительно к движению в плоскости/пространстве).

Запас: задачи № 3, 4 повторно, теперь в алгебраическом виде (ранее мы их решали геометрически).

Тестилка Т 12-2 (распечатки).

Задачи № 3, 4 (см. стр.33 учебника).

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.
• Тестилка Т 12-2 (повторно).

Урок 12.7.   Решение текстовых задач и задач-графиков.

Проверка д/з: тестилка Т 12-2 «Движение по прямой и в плоскости» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru). Примечание: тестирование является повторным, только для тех учащихся, которые не смогли справиться с заданиями тестилки на предыдущем уроке. С остальными учащимися проводится алгебраический разбор задач № 3, 4 (если это не было сделано на предыдущем уроке).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: проектирование векторов перемещения/скорости, уравнение равномерного прямолинейного движения. Рекомендуемые подборки задач по теме 12 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=12

Тестилка Т 12-2 (распечатки).

Рассуждалка Р 12-4.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Рассуждалка Р 12-4 (для желающих).
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.8.   Мгновенная скорость и ускорение (см. § 12-з, § 12-и).

Проверка д/з: отсутствует (по причине наивысшей сложности текущего урока в текущей теме).

Аналогия: траектория как совокупность бесконечного числа точек (т.е. идеальных/модельных понятий) и время как совокупность бесконечного числа мгновений (тоже идеальных/модельных понятий). Стремящийся к нулю интервал времени. Мгновенная скорость.

Демонстрация опыта: «стробоскопическое наблюдение свободного падения тела по ветви параболы» (рекомендация: для повышения наглядности опыта направить параллельно предполагаемой траектории летящего тела струю воды из горизонтального сопла на заднем плане).

Сонаправленность векторов мгновенной скорости и мгновенного перемещения. Предельный переход: при стремлении интервала времени наблюдения к нулю мгновенные скорости будут направлены по касательной к траектории в каждой ее точке.

Демонстрация приема: «стягивание вектором перемещения точек траектории» (пояснение: выбрав на ветви параболы две произвольные точки, строят перемещение; затем приближая вторую точку к первой, т.е. по сути уменьшая интервал времени наблюдения, строят второй вектор; проделав это несколько раз, по индукции приходят к обобщению о расположении вектора по касательной в предельном случае).

Изменение мгновенной скорости как вектор. Равноускоренное движение. Свободное падение по параболе как равноускоренное движение.

Демонстрация приема: «графическое доказательство постоянства вектора изменения скорости» (пояснение: выбрав на ветви параболы две соседние стробоскопические точки, строят изменение скорости; затем проделывают то же самое с двумя другими соседними стробоскопическими точками; обращают внимание на одинаковость векторов изменения скорости как по модулю, так и по направлению).

Мгновенное ускорение и его постоянство при равноускоренном движении (возможность говорить однословно: ускорение). Единица для измерения модуля ускорения. Векторное уравнение и его проекции для мгновенной скорости при равноускоренном движении (акцент: линейный характер равенств, если ускорение в течение всего времени движения является константой как по модулю, так и по направлению).

Закрепление: задачи № 7абвгдежз (устно, фронтально, на доске).

Свободное падение: прямолинейность или параболичность траектории. Ускорение свободного падения: модуль и направление.

Демонстрация опыта: «падение тел различной формы в вакуумированной трубке» (акцент: равенство ускорений следует из равенства конечных скоростей, так как начальные были равны нулю).

Проверялки § 12-з, § 12-и.

Задачи № 7абвгдежз (см. стр.34 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялки § 12-з, § 12-и (в микрогруппах по назначению учителя; рекомендуется претендующим на «отлично» в четверти).
• Задачи № 7абвгдежз (дооформить в тетради; всем остальным, кто не в составе микрогрупп).

Урок 12.9.   Уравнения равноускоренного движения (см. § 12-й).

Проверка д/з: на усмотрение учителя.

Векторное уравнение и его проекции для перемещения при равноускоренном движении, уравнения для декартовых координат при равноускоренном движении (акцент: квадратичный характер равенств). Превращение двух квадратичных уравнений в квадратичное и линейное уравнения при удачном выборе расположения координатных осей.

Демонстрация приема: «построение ветви параболы по совокупности линейного и квадратичного уравнений» (рекомендация: выбирая удобные значения проекций горизонтальной скорости, силами двух-трех учеников у доски построить две-три ветви параболы, аналогичные обсуждавшейся в § 12-з учебника).

Вывод уравнения для разности квадратов проекций скоростей, не содержащего время (акцент: принципиальное отсутствие векторной формы уравнения; его независимость от маркировки принадлежности проекций к оси).

Закрепление: решение задачи на прямолинейное движение тела под действием силы тяжести.

Обобщение: тестилка 12-3 «Кинематические уравнения» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Проверялка § 12-й.

Тестилка 12-3.

Задачи № 8,9,10,11 (см. стр.34 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка 12-3 (всему классу).
• Задачи № 8,9,10,11 (по вариантам).
• Проверялка § 12-й (для желающих).

Урок 12.10.   Решение текстовых задач и задач-графиков.

Проверка д/з: тестилка 12-3 «Кинематические уравнения» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: векторные/скалярные уравнения для скорости/перемещения и уравнения для разностей квадратов проекций скоростей при равнопеременном движении. Рекомендуемые подборки задач по теме 12 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=12

Примечание: несмотря на то, что комплексно графики кинематических величин будут рассматриваться на послеследующем уроке, одиночные графики отдельных величин вполне уместно затрагивать и на данном уроке решения задач.

Тестилка 12-3 (распечатки).

Рассуждалка Р 12-5.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.
• Рассуждалка Р 12-5 (для желающих).

Урок 12.11.   Измерение среднего ускорения тела.

Проверка д/з: на усмотрение учителя.

ДЛР 12-2 «Измерение среднего ускорения тела» (дифференцированная лабораторная работа).

Примечание. Если в кабинете имеется достаточное количество электромагнитных отметчиков времени, ЛР проводится с применением копировальной бумаги, прикрепленной к телу, скользящему по наклонному желобу (это желательный вариант ЛР, так как проводится многократное измерение перемещений и можно одновременно проверить пропорцию 1:3:5:7...). Если нет электромагнитных отметчиков времени, ЛР проводится в классическом варианте с катящимся по желобу шариком и метрономом (это менее наглядный вариант ЛР по сравнению с предыдущим). Важно: говорить о «равноускоренности» движения можно только при первом варианте проведения ЛР (поскольку скользящее тело не превращает свою потенциальную энергию в кинетическую энергию качения).

Описание ДЛР 12-2.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.12.   Взаимосвязь графиков кинематических величин (см. § 12-к).

Проверка д/з: на усмотрение учителя.

Различные случаи графиков зависимости кинематических величин от времени при равномерном прямолинейном движении: проекции перемещения (прямые наклонные/горизонтальные), проекции скоростей (прямые горизонтальные), проекции ускорений (прямые горизонтально-нулевые).

Демонстрация приема: «построение графиков одного вида на основе графиков другого вида» (рекомендация: использовать ситуации, рассмотренные в § 12-к учебника).

Различные случаи графиков зависимости кинематических величин от времени при равнопеременном прямолинейном (одномерном) движении: проекции перемещения (ветвисто-параболические), проекции скоростей (прямые наклонные), проекции ускорений (прямые горизонтальные).

Демонстрация приема: «построение графиков одного вида на основе графиков другого вида» (рекомендация: использовать ситуации, рассмотренные в § 12-к учебника).

Проверялка § 12-к.

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.
• Проверялка § 12-к (для желающих).

Урок 12.13.   Равномерное движение по окружности (см. § 12-л).

Проверка д/з: на усмотрение учителя.

Криволинейное движение как совокупность движений по дугам окружностей различных радиусов. Неравномерное и равномерное движения по окружности. Характеристика скорости материальной точки при равномерном движении по окружности: модуль и направление.

Демонстрация опыта: «траектории искр при отрыве окалины с точильного камня» (рекомендация: использовать ручную или электрическую машину для заточки ножей с вращающимся точильным камнем; акцент: в полной темноте видны не только искры, летящие по касательной, но и искры, вращающиеся по кружности до отрыва с поверхности камня).

Существование центростремительного ускорения при равномерном движении по окружности: доказательство построением. Формула для модуля центростремительного ускорения. Связь модуля центростремительного ускорения с периодом обращения. Факультативно: вывод обеих формул.

Закрепление: задача № 13 (письменно, фронтально, в тетрадях и на доске).

Примечание: тестилка Т 12-4 задается на дом без предварительного разбора в классе (консультация по типичным затруднениям предполагается на следующем уроке).

Проверялка § 12-л.

Тестилка Т 12-4.

Рассуждалка Р 12-6.

Задача № 13 (см. стр.34 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 12-4 (всему классу).
• Проверялка § 12-л (для желающих).
• Рассуждалка Р 12-6 (для желающих).

Урок 12.14.   Решение текстовых задач и задач-графиков.

Проверка д/з: проверка-консультация по тестилке Т 12-4 «Обобщающее повторение кинематики».

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: векторные/скалярные уравнения для скорости/перемещения, уравнение для разностей квадратов проекций скоростей при равнопеременном движении, графики кинематических величин, равномерное движение по окружности. Рекомендуемые подборки задач по теме 12 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=12

Примечание: настоятельно рекомендуется предлагать учащимся задачи не только с готовыми графиками для анализа, но и задачи с требованием вычертить график.

Тестилка Т 12-4 (распечатки).

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Задачи № ... на индивидуальных карточках.

Урок 12.15.   Подготовка к контрольной работе.

Проверка д/з: на усмотрение учителя.

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: векторные/скалярные уравнения для скорости/перемещения, уравнение для разностей квадратов проекций скоростей при равнопеременном движении, графики кинематических величин, равномерное движение по окружности. Рекомендуемые подборки задач по теме 12 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=12

Опубликовать репетиционный вариант контрольной работы (вывесить на информационном стенде в классе и/или предоставить ссылку на интернет-ресурс).

Репетиционный вариант к/р.

Домашнее задание.
• Репетиционный вариант к/р (всему классу).

Урок 12.16.   Контрольная работа.

Письменная контрольная работа по подтемам: равномерное движение по прямой, равноускоренное движение по прямой, равномерное движение по окружности (решение текстовых задач и задач-графиков).

Примечание: задачи на равноускоренное движение по параболе не входят в обязательные требования к знаниям учащимся, и могут предлагаться только на отдельную оценку.

Конспект теоретического материала (см. стр.32 учебника).

Домашнее задание.
• Конспект теоретического материала (всему классу).

Урок 12.17.   Резерв (выставление четвертных оценок).

Анализ результатов к/р.

Проверка д/з: тестилка Т 12-4 «Обобщающее повторение кинематики» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Проверка д/з: взаимоконтроль в микрогруппах по конспекту теоретического материала.

Тестилка Т 12-4 (распечатки).

Домашнее задание.
• На усмотрение учителя.

Урок 12.18.   Резерв.

Содержание урока на усмотрение учителя.

Домашнее задание.
• Отсутствует (по причине наступления осенних каникул).

Общеметодические рекомендации к теме 12

Кинематика – это по сути не физика, а геометрия, выраженная в аналитической форме (для школьной физики на языке аглебры, для более серьезных уровней на языке матанализа). Тем не менее, нам, учителям физики, крайне важно преподавать этот раздел с максимальным насыщением «аксессуарами», превращающими математику именно в физику.

В первую очередь это, конечно, качественный подход для предварительного рассмотрения основных понятий. Например, относительность механического движения и относительность материальной точки для одного и того же тела, модельность траектории как совокупности бесконечного числа точек и модельность интервала времени как бесконечного числа мгновений, первичность понятия вектора средней скорости перед вектором мгновенной и вектора среднего ускорения перед вектором ускорения при равнопеременном движении и т.п.

Во-вторых, что делает кинематику именно физикой, а не математикой, это измерения. Измерение скоростей и ускорений вы не можете не проводить, если считаете себя учителями именно физики. Соответственно, должна быть хотя бы одна ЛР для измерения ребятами одной из этих величин (напомним, что измерение длин/расстояний – это забота геометрии, если исходить из гносеологии ее названия).

Наконец, в-третьих, благодаря чему мы можем назвать кинематику именно физикой (в обсуждаемом 9 классе), это установление пусть единственного на всю кинематику, но имеющегося (ура!) экспериментального факта – ускорение свободного падения не зависит от массы тела и имеет типичное значение для каждого места проведения измерений. Все остальные знания в кинематике, увы, чисто теоретические. Заметим, что даже этот (единственный экспериментальный) факт может быть рассмотрен только в кинематике-предмете, но не в кинематике-науке, потому как масса не является предметом изучения/рассмотрения кинематики.

Итак, несмотря на то, что мы в этой теме изучаем, по сути, математику, просьба не пренебрегать: а) качественными рассмотрениями физических процессов: устным/графическим, пусть даже со схематичным чертежом; б) измерениями характеристик физических процессов: перемещений/скоростей/ускорений, две последние характеристики в приоритете; в) экспериментальным базисом обсуждения свободного падения тел: как реально измерить ускорение свободно падающего тела по прямой и/или параболе.

© 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)