Урочное планирование 11 темы «Колебательные и волновые явления»
УМК «Физика 7-8-9» И.В.Кривченко


Основное содержание урока (план для учителя) Дидактические материалы
Урок 11.1.   Характеристики колебаний и маятники (см. § 11-а, § 11-б).

Методическое замечание. По сути, синусоидальные колебания мы уже начали изучать в предыдущей теме, рассматривая переменный индукционный ток (полезно напомнить об этом учащимся, указав на родо-видовую связь терминов «повторяющиеся/периодические процессы» и «повторяющиеся/периодические движения», к изучению которых мы приступаем сейчас).

Повторяющиеся процессы вообще и повторяющиеся движения в частности: обращения и колебания. Период, частота, их единицы и взаимосвязь (акцент: применимость как к обращениям, так и к колебаниям). Механические колебания, их амплитуда и ее единицы. Затухающие механические колебания и причина их затухания. Графическая интерпретация механических колебаний.

Демонстрация опыта: «механическая развертка во времени плоских колебаний» (рекомендация: постановку и объяснение опыта осуществить по рисунку и его описанию в § 11-а).

Моделирование свободных механических колебаний: нитяной маятник и пружинный маятник. Формулы для периодов свободных нитяного и пружинного маятников (акцент: малость амплитуды колебаний как залог их изохронности).

Демонстрация опыта: «квадратичная пропорциональность длины подвеса нитяного маятника и его периода» (рекомендация: выбирать такие значения длин и периодов, которые позволят сделать устные вычисления).

Демонстрация опыта: «квадратичная пропорциональность массы груза пружинного маятника и его периода» (рекомендация: выбирать такие значения масс и периодов, которые позволят сделать устные вычисления).

Вынужденные механические колебания и резонанс (акцент: совпадение/близость частот/периодов колебаний). Автоколебания (варианты: механическая обратная связь, электрическая обратная связь).

Демонстрация опыта: «автоколебания пружинного маятника с электромагнитом» (рекомендация: постановку и объяснение опыта осуществить по рисунку и его описанию в § 11-б). Примечание: автоколебания с механической обратной связью учащиеся могут увидеть в сети интернет по запросу «водяной таран» (видео).

Закрепление: тестилка Т 11-1 «Механические колебания и маятники» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Проверялки § 11-а, § 11-б.

Рассуждалка Р 11-1.

Тестилка Т 11-1.

Домашнее задание.
• Тестилка Т 11-1 (всему классу).
• Проверялки § 11-а, § 11-б (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 11-1 (в другой микрогруппе).

Урок 11.2.   Проверка формул для периодов маятников.

Проверка д/з: тестилка Т 11-1 «Механические колебания и маятники» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Примечание: на дом всему классу будет задана вычислялка В 11-1 «Характеристики колеблющихся тел», поэтому до ЛР рекомендуется сделать краткий разбор: из чего складываются пути середин звучащих струн.

ДЛР 11-3 «Константы формул для периодов маятников» (дифференцированная лабораторная работа).

Примечание: поскольку ЛР адресована только учащимся, претендующим на «хорошо» и «отлично» в четверти, то рекомендуется претендующим на оценку «удовлетворительно» выдать задачи-аналоги вычислялки и вместо ЛР организовать индивидуализированную классную подготовку к домашнему выполнению вычислялки.

Тестилка Т 11-1 (распечатки).

Описание ДЛР 11-3.

Проверялки § 11-а, § 11-б.

Рассуждалка Р 11-1.

Вычислялка В 11-1.

Домашнее задание.
• Вычислялка В 11-1 (всему классу).
• Проверялки § 11-а, § 11-б (в других микрогруппах по сравнению с предыдущим уроком).
• Рассуждалка Р 11-1 (в другой микрогруппе по сравнению с предыдущим уроком).

Урок 11.3.   Механические волны и их свойства (см. § 11-в, § 11-г).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Волна как распространение колебаний в среде и как перенос энергии. Механические волны: поперечные и продольные. Вынужденный характер колебаний частиц среды при распространении волны. Длина волны и скорость волны.

Демонстрация опыта: «продольные и поперечные волны» (рекомендация: использовать как реальную демонстрацию механических волн, так и моделирование с помощью специального демонстрационного прибора).

Закрепление: задачи № 4аб, 5аб (устно, фронтально, на слух). Примечание: для решения задач требуется применить воображение и умение «прикидывать» значения расстояний и интервалов времени.

Отражение, преломление, дифракция, интерференция механических волн.

Демонстрация опыта: «наблюдения за волнами на поверхности воды» (рекомендация: использовать волновую ванну с водой и вибраторами при ее демонстрации на просвет).

Закрепление: задачи № 7абвг (устно, фронтально, на слух).

Проверялки § 11-в, § 11-г.

Рассуждалка Р 11-2.

Вычислялка В 11-2.

Задачи № 4аб, 5аб, 7абвг (см. стр.140-141 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялки § 11-в, § 11-г (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 11-2 (в другой микрогруппе).
• Вычислялка В 11-2 (в другой микрогруппе).

Урок 11.4.   Звуковые колебания и волны (см. § 11-д).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Звуковые волны как разновидность механических волн. Среды, в которых возможны продольные и/или поперечные звуковые волны. Скорости звука в воздухе при различных температурах и в различных средах. Объяснение зависимости скорости звука от вида среды и ее температуры.

Демонстрация опыта: «воздух как проводник звука» (рекомендация: поместить источник звука под колокол воздушного насоса и постепенно выкачивать воздух).

Частоты основных колебаний мужских и женских голосовых связок. Музыкальные тоны (факультативно: принципы построения октав в сольфеджио). Механический резонанс.

Закрепление: задачи № 6аб (устно, фронтально, на слух).

Обобщение: тестилка Т 11-2 «Механические волны и их свойства» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Тестилка Т 11-2.

Проверялка § 11-д.

Рассуждалка Р 11-3.

Задачи № 6аб, 8абв (см. стр.140-141 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 11-2 (всему классу).
• Задачи № 8абв (для претендующих на «отлично» в четверти).
• Проверялка § 11-д (в микрогруппе по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 11-3 (в другой микрогруппе).

Урок 11.5.   Решение текстовых задач и задач-графиков.

Проверка д/з: тестилка Т 11-2 «Механические волны и их свойства» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: период, частота и амплитуда механических колебаний, формулы для периодов нитяного и пружинного маятников, длина и скорость волн, отражение/преломление/дифракция/интерференция волн, звуковые волны, резонанс (рекомендация: уделить внимание задачам-графикам, как прямым, то есть проанализировать графики, так и обратным, то есть изобразить график самостоятельно). Рекомендуемые подборки задач по теме 11 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=11

Рекомендация: обязательно разобрать решение задач № 8абв со всем классом (так как эти задачи ранее задавались только претендующим на «отлично» в четверти).

Тестилка Т 11-2 (распечатки).

Проверялка § 11-д.

Рассуждалка Р 11-3.

Задачи № 1аб, 2аб, 3аб, 8абв (см. стр.140-141 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялка § 11-д (в другой микрогруппе по сравнению с предыдущим уроком).
• Рассуждалка Р 11-3 (в другой микрогруппе по сравнению с предыдущим уроком).
• Задачи № ... (по указанию учителя).

Урок 11.6.   Электромагнитные колебания и волны (см. § 11-е, § 11-ж).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Бытовые и промышленные приборы, излучающие и принимающие электромагнитные волны. Электромагнитная волна как самостоятельный объект, существующий независимо от источника. Скорость электромагнитных волн в вакууме и воздухе. Шкала электромагнитных волн. Воздействие электромагнитных волн на живые организмы.

Демонстрация опыта: «работа радиоуправляемой игрушки» (акцент: игрушка может выполнять различные команды, например, вперед/назад и влево/вправо, следовательно, электромагнитная волна может не просто быть, но нести на/в себе информацию).

Электромагнитные колебания как собирательное понятие (заряд/ток, напряжение, интенсивность электрического/магнитного поля). Низкочастотные колебания промышленной частоты 50 Гц. Существование радиопередатчиков/радиоприемников с частотами десятки-сотни килогерц/мегагерц.

Демонстрация опыта: «затухающие колебания в колебательном контуре» (примечание: для демонстрации используются специализированные приборы, например, поляризованное реле или другие).

Колебательный контур: электрический конденсатор и катушка индуктивности. Процессы в колебательном контуре. Процессы вокруг колебательного контура. Характеристики колебаний в контуре: период/частота.

Демонстрация опыта: «незатухающие электромагнитные колебания» (рекомендация: подав на осциллограф переменный ток звуковой частоты, использовать шкалу осциллографа для измерения частоты тока и ее сравнения с установками на генераторе).

Закрепление: задачи № 9аб, 10аб (устно, фронтально, на слух).

Проверялки § 11-е, § 11-ж.

Задачи № 9аб, 10аб (см. стр.141 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялки § 11-е, § 11-ж (в микрогруппах по назначению учителя).
• Задачи № 9аб, 10аб (остальным учащимся; дооформить в тетради).

Урок 11.7.   Излучение, прием и свойства э/м волн (см. § 11-з, § 11-и).

Проверка д/з: учитель пересаживает 6 «сильных» учеников на последние парты, и они решают «на оценку» задачи № 4аб, 5аб, 9аб из заданных на дом на предыдущих уроках (с последних парт 6 учеников пересаживаются на освободившиеся места ближе к доске); в это время с остальными учащимися фронтально обсуждаем процессы в колебательном контуре.

Открытый колебательный контур. Электромагнитная волна как переменное электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве. Передающая и принимающая антенны (акцент: согласованность их длин и положений).

Демонстрация опыта: «изучение и прием электромагнитных волн высокой частоты» (примечание: используется специализированный высокочастотный передатчик с открытой антенной и низковольтная лампочка с такой же антенной).

Отражение, преломление, дифракция и интерференция электромагнитных волн.

Демонстрация опыта: «отражение/преломление электромагнитных волн сверхвысокой частоты» (примечание: используются специализированные сверхвысокочастотные передатчик и приемник с рупорными антеннами).

Отличия в поведении коротких и длинных электромагнитных волн в земной атмосфере.

Обобщение: тестилка Т 11-3 «Электромагнитные колебания и волны» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Проверялки § 11-з, § 11-и.

Рассуждалка Р 11-4.

Тестилка Т 11-3.

Задачи № 4аб, 5аб, 9аб (см. стр.140-141 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 11-3 (всему классу).
• Проверялки § 11-з, § 11-и (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 11-4 (в другой микрогруппе).
• Задачи № ... (по указанию учителя).

Урок 11.8.   Подготовка к контрольной работе.

Проверка д/з: тестилка Т 11-3 «Электромагнитные колебания и волны» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: период, частота и амплитуда механических/электромагнитных колебаний, формулы для периодов нитяного и пружинного маятников, длина и скорость механических/электромагнитных волн, резонанс механических/электромагнитных колебаний (рекомендация: уделить внимание задачам-графикам, как прямым, то есть проанализировать графики, так и обратным, то есть изобразить график самостоятельно). Рекомендуемые подборки задач по теме 11 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=11

Опубликовать репетиционный вариант контрольной работы (вывесить на информационном стенде в классе и/или предоставить ссылку на интернет-ресурс).

Тестилка Т 11-3 (распечатки).

Репетиционный вариант к/р.

Домашнее задание.
• Репетиционный вариант к/р (всему классу).

Урок 11.9.   Контрольная работа.

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Письменная контрольная работа: решение текстовых задач и задач-схем по подтемам: период, частота и амплитуда механических/электромагнитных колебаний, формулы для периодов нитяного и пружинного маятников, длина и скорость механических/электромагнитных волн, резонанс механических/электромагнитных колебаний (рекомендация: уделить внимание задачам-графикам, как прямым, то есть проанализировать графики, так и обратным, то есть изобразить график самостоятельно). Рекомендуемые подборки задач по теме 11 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=11

Карточки вариантов к/р.

Конспект теоретического материала (см. стр.138-139 учебника).

Домашнее задание.
• Конспект теоретического материала (наизусть).

Урок 11.10.   Резерв (выставление четвертных оценок).

Анализ результатов к/р.

Проверка д/з: взаимоконтроль в микрогруппах по конспекту теоретического материала.

Дальнейшее содержание урока на усмотрение учителя.

Конспект теоретического материала (см. стр.138-139 учебника).

Домашнее задание.
• На усмотрение учителя.

Урок 11.11.   Резерв.

Содержание урока на усмотрение учителя.

Домашнее задание.
• Отсутствует (по причине наступления весенних каникул).

Общеметодические рекомендации к теме 11

© 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)