Урочное планирование 08 темы «Электронно-ионная теория»
УМК «Физика 7-8-9» И.В.Кривченко


Основное содержание урока (план для учителя) Дидактические материалы
Урок 08.1.   Строение атома и электризация тел (см. § 08-а, § 08-б, § 08-в).

Демонстрация модели: «строение атома» (важно: сделать акцент на модельности представлений об атоме как о системе планетарного подобия).

Строение атома: ядро (протоны и нейтроны) и электронные оболочки (электроны, 1 или более). Сравнение внутриядерных сил с силами взаимодействия ядра и электронов. Электроположительные, электроотрицательные и электронейтральные частицы атома. Ионы как атомы или группы атомов, где количество электронов не равно количеству протонов. Причины ионизации атомов вещества. Электроотрицательный электронный газ и электроположительная структура металла.

Демонстрация опыта: «электризация двух и более тел попарно трением» (важно: всегда возникает взаимная электризация двух тел; продемонстрировать только притяжение наэлектризованного и ненаэлектризованного тел; продемонстрировать только притяжение наэлектризованных друг о друга тел; продемомнстрировать притяжение и отталкивание наэлектризованных тел из различных пар).

Взаимность электризации двух тел. Притяжение наэлектризованного и ненаэлектризованного тел. Притяжение наэлектризованных друг о друга тел. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел. Два рода зарядов. Определение знака заряда (макроскопический способ). Обозначение и единица заряда. Электроскоп как прибор для сравнения модулей зарядов.

Демонстрация опыта: «электризация двух и более тел индукцией» (важно: продемонстрировать как возникновение заряда по индукции, так и сохранение заряда на индуцирущем теле).

Объяснение электризации трением и индукцией возникновением локальных избытков/недостатков электронов. Проводники и диэлектрики (макроскопическое правило их идентификации). Микроскопическое объяснение существования проводников и диэлектриков.

Закрепление: тестилка Т 08-1 «Виды зарядов и объяснение электризации» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Запас: задачи № 1абв (устно, фронтально, на слух).

Проверялки § 08-а, § 08-б, § 08-в.

Рассуждалка Р 08-1.

Тестилка Т 08-1.

Задачи № 1абв (см. стр.61 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 08-1 (всему классу).
• Проверялки § 08-а, § 08-б, § 08-в (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 08-1 (в другой микрогруппе).

Урок 08.2.   Закон сохранения заряда и электрическое поле (см. § 08-г, § 08-д).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Одновременность возникновения/исчезновения зарядов при электризации или контакте ранее наэлектризованных тел. Равенство модулей и противоположность знаков возникающих при электризации зарядов (как при трении, так и при индукции). Нейтрализация зарядов двух тел.

Демонстрация опыта: «нейтрализация зарядов двух тел» (рекомендация: в качестве тел зарядить два электроскопа одинаковых размеров и конструктивного устройства).

Закон сохранения электрического заряда (важно: необязательность равенства нулю алгебраической суммы зарядов). Делимость электрического заряда. Элементарный заряд (как модуль заряда электрона и/или протона). Нейтрализация макроскопических зарядов как частный случай закона сохранения электрического заряда.

Демонстрация опыта: «изменение модуля силы, действующей на пробное тело в различных точках электростатического поля» (рекомендация: постановку опыта можно сделать по первому рисунку § 08-д учебника).

Силовое поле и его разновидности: гравитационное, магнитное и электрическое.

Демонстрация опыта: «различная ориентация протяженного пробного тела в различных точках электростатического поля» (рекомендация: постановку опыта можно сделать по третьему рисунку § 08-д учебника).

Силовые линии электрического поля. Спектры электрических полей одиночных и парных заряженных тел. Модельность (нереальность) понятия силовых линий.

Закрепление: тестилка Т 08-2 «Сохранение заряда и электрическое поле» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Запас: задачи № 2, 3аб, 4 (устно, фронтально, по книге).

Проверялки § 08-г, § 08-д.

Рассуждалка Р 08-2.

Тестилка Т 08-2.

Задачи № 2, 3аб, 4 (см. стр.61 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 08-2 (всему классу).
• Проверялки § 08-г, § 08-д (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 08-2 (в другой микрогруппе).

Урок 08.3.   Решение текстовых задач и задач-рисунков.

Проверка д/з: тестилка Т 08-1 «Виды зарядов и объяснение электризации» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: строение атомов/ионов, идентификация знака заряда, электрическое поле, объяснение электризации трением/индукцией, закон сохранения заряда (рекомендация: минимум текстовых задач и максимум задач-рисунков, как прямых, то есть проанализировать рисунки, так и обратных, то есть нарисовать/начертить самостоятельно). Рекомендуемые подборки задач по теме 08 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=08

Запас: задачи № 8абвгд (устно, фронтально, по книге).

Тестилка Т 08-1 (распечатки).

Вычислялка В 08-1.

Задачи № 8абвгд (см. стр.63 учебника).

Задачи на индивидуальных карточках.

Домашнее задание.
• Вычислялка В 08-1 (всему классу).
• Задачи на индивидуальных карточках.

Урок 08.4.   Электрический конденсатор и электрический ток (см. § 08-е, § 08-ж).

Проверка д/з: вычислялка В 08-1 «Модуль и знак элементарного заряда» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Факт накопления заряда как одиночными диэлектриками, так и одиночными проводниками. Возможность увеличения «электрической емкости» при использовании пары проводников.

Демонстрация опыта: «зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между его проводниками» (рекомендуется также продемонстрировать факт увеличения электроемкости при внесении диэлектрика между теми же обкладками).

Электрический конденсатор. Возможность многократно-цикличного совершения механической работы макроскопическим телом в электрическом поле конденсатора и убыль его энергии. Электролитический конденсатор.

Демонстрация опыта: «накопление и отдача энергии электролитическим конденсатором» (рекомендуется усложнить опыт из § 08-е, соединяя 2-3-4-5 одинаковых электрических конденсатора больших емкостей и наблюдая более долгое свечение лампы).

Электрический ток. Источники кратковременного и долговременного электрического тока (более точный термин: источники электроэнергии). Назначение источника электроэнергии. Сторонние силы. Направление сил электрического поля внутри и снаружи источника электроэнергии. Направление электрического тока внутри и снаружи источника электроэнергии.

Закрепление: тестилка Т 08-3 «Начальные сведения об электрическом токе» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Запас: задачи № 5аб, 6аб (устно, фронтально, по книге).

Проверялки § 08-е, § 08-ж.

Тестилка Т 08-3.

Рассуждалки Р 08-3, Р 08-4.

Задачи № 5аб, 6аб (см. стр.62 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 08-3 (всему классу).
• Проверялки § 08-е, § 08-ж (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалки Р 08-3, Р 08-4 (в других микрогруппах).

Урок 08.5.   Действия и мощность тока, его сила и сопротивление (см. § 08-з, § 08-и).

Проверка д/з: заочно, по домашним письменным работам учащихся на сайте (см. электронный журнал учителя).

Магнитное действие тока (для твердых, жидких и газообразных проводников).

Демонстрация опыта: «отклонение магнитной стрелки рядом с газоразрядной трубкой» (акцент: стрелка отклоняется как рядом с газообразной частью проводника, так и рядом с твердой его частью, т.е. проводом).

Химическое действие тока (для жидких и газообразных проводников).

Демонстрация опыта: «химическое действие тока» (на примере образования озона при искровом высоковольтном разряде и на примере выделения меди при электролизе; рекомендация: собрать цепь, включив ток, и отставить ее в сторону до демонстрации предыдущего опыта, чтобы медь успела выделиться; если использовать длинную ванночку, то рядом с ней тоже можно показать отклонение магнитной стрелки).

Тепловое действие тока (для твердых, жидких и газообразных проводников).

Демонстрация опыта: «регулирование накала спирали лампы реостатом» (рекомендация: сначала обращаем внимание на предыдущие опыты, поскольку газоразрядная трубка и электролитическая ванна тоже нагрелись; только затем переходим к заявленному опыту с реостатом, не убирая оборудования после завершения, т.к. обсуждение реостата еще предстоит далее на уроке).

Мощность электрического тока как скорость превращения энергии. Единицы мощности. Типичные значения мощностей бытовых электроприборов.

Демонстрация опыта: «одновременное свечение ламп с номинальными мощностями 40 Вт, 60 Вт и 75 Вт» (рекомендация: в настоящее время даже у сантехников встречаются электронные пиротермометры, желательно с помощью такого термометра дистанционно измерить температуру накала спирали каждой лампы).

Объяснение теплового действия тока на микроуровне (на примере металлического проводника).

Закрепление: задачи № 7вг (устно, фронтально, на слух).

Качественное (первичное) представление о силе тока как о потоке электронов: их количестве через сечение проводника за единицу времени.

Демонстрация опыта: «влияние вещества проводника на силу тока в потребителе» (рекомендация: опыт можно организовать так, как показано в § 08-и на тройном рисунке).

Качественное (первичное) представление о сопротивлении проводника как о его свойстве ослаблять силу тока в соединенном с ним потребителе энергии. Микроскопическая интерпретация существования электрического сопротивления и его зависимости от свойств проводника.

Демонстрация опыта: «влияние длины проводника на силу тока в потребителе» (рекомендация: опыт можно организовать так, как показано в § 08-и на следующем рисунке).

Микроскопическое истолкование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины. Предсказание о существовании такой зависимости от поперечного сечения проводника.

Демонстрация прибора: «реостат с открытыми витками и движком» (рекомендация: выдать на кажду парту по реостату из набора лабораторного оборудования).

Примечание. Материал урока очень объемен. Однако значительная его часть будет в той или иной форме повторяться в следующей теме, что даст возможность учащимся опереться на первичные представления, полученные на данном уроке.

Проверялки § 08-з, § 08-и.

Рассуждалка Р 08-5.

Задачи № 7абвг (см. стр.62 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялки § 08-з, § 08-и (в микрогруппах по назначению учителя).
• Рассуждалка Р 08-5 (в другой микрогруппе).
• Повторить тестилку Т 08-2.

Урок 08.6.   Подготовка к контрольной работе.

Проверка д/з: тестилка Т 08-2 «Сохранение заряда и электрическое поле» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя по подтемам: электрический конденсатор, работа сил электрического поля, энергия зарядов в электрическом поле, кратковременный и долговременный электрический ток, источники электроэнергии, направление тока, действия тока, мощность тока (рекомендация: минимум текстовых задач и максимум задач-рисунков, как прямых, то есть проанализировать рисунки, так и обратных, то есть нарисовать/начертить самостоятельно). Рекомендуемые подборки задач по теме 08 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=08

Опубликовать репетиционный вариант контрольной работы (вывесить на информационном стенде в классе и/или предоставить ссылку на интернет-ресурс).

Тестилка Т 08-2 (распечатки).

Задачи № 8ежзи (см. стр.63 учебника).

Домашнее задание.
• Репетиционный вариант к/р (обязательно).
• Задачи № 8ежзи (для претендующих на «отлично» в четверти).
• Повторить тестилку Т 08-3.

Урок 08.7.   Контрольная работа.

Проверка д/з: тестилка Т 08-3 «Начальные сведения об электрическом токе» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Письменная контрольная работа: решение текстовых задач и задач-рисунков по подтемам: строение атомов/ионов, идентификация знака заряда, электрическое поле, объяснение электризации трением/индукцией, закон сохранения заряда, электрический конденсатор, работа сил электрического поля, энергия зарядов в электрическом поле, кратковременный и долговременный электрический ток, источники электроэнергии, направление тока, действия тока, мощность тока (рекомендация: минимум текстовых задач и максимум задач-рисунков, как прямых, так и обратных, то есть нарисовать/начертить самостоятельно).

Напоминание: «Виды зарядов и объяснение электризации», «Сохранение заряда и электрическое поле», «Начальные сведения об электрическом токе» – эти темы проверялись тестированием, поэтому при подборе задач для вариантов контрольной работы могут быть пропущены).

Тестилка Т 08-3 (распечатки).

Карточки вариантов к/р.

Конспект теоретического материала (см. стр.60 учебника).

Задачи № 8абвгдежзи (см. стр.63 учебника).

Домашнее задание.
• Конспект теоретического материала (наизусть).
• Задачи № 8абвгдежзи (по указанию учителя).

Урок 08.8.   Инструктаж по электрооборудованию.

Проверка д/з: Задачи № 8абвгдежзи (в консультативно-наводящем стиле, т.к. задания нетипичны и обязательны для освоения, а не для формального выполнения, поэтому будут заданы повторно).

Инструктаж по технике безопасности при работе с электрооборудованием при проведении лабораторных работ в кабинете физики.

ДЛР 08-1 «Инструктаж по электрооборудованию» (дифференцированная лабораторная работа). Важно: эта ЛР сознательно проводится задолго до изучения электрических цепей по существу (это запланировано в следующей четверти). Поскольку инструктаж совмещен с ознакомлением с основным электрическим лабораторным оборудованием кабинета физики (см. ДЛР 08-1 на сайте), то эмоциональный подъем у учащихся, всегда сопутствующий первому знакомству с зажженной своими руками лампочкой, будет отделен временным отрезком от урока, где требуются не эмоции, а внимание к устанавливаемым закономерностям (см. описания КЛР 09-1 и КЛР 09-2 на сайте - обе работы проводятся не иллюстративным, а эвристическим способом).

Пропедевтика понятий электрическая цепь и виды соединений проводников эвристическим методом: на доске 5 электрических цепей нарастающей сложности (без объяснений учителя: 1. источник, ключ, лампа. 2. источник, ключ, две лампы последовательно. 3. источник, ключ, две лампы параллельно. 4. источник, ключ, две лампы параллельно, реостат последовательно. 5. та же схема, только ключ и реостат поменяны местами, т.е. реостат перемещен по другую сторону от ламп).

Примечание: ученикам не объясняется как собирать цепи, предлагается догадаться самостоятельно. Напряжение подавать только после проверки учителем! После успешной сборки цепи перечертить в тетрадь соответствующую схему.

Описание ДЛР 08-1.

Задачи № 8абвгдежзи (см. стр.63 учебника).

Домашнее задание.
• Задачи № 8абвгдежзи (всему классу).
• После всех 5ти зарисованных на уроке схем сделать подписи о накале ламп в каждом из 5ти случаев.

Урок 08.9.   Резерв.

Проверка д/з: задачи № 8абвгдежзи (устно, фронтально, на доске). Рекомендация: задачи № 8абвгдежзи (оформленные письменно за каникулярное время) – на двойную «5/5» оценку в новой четверти.

Проверка д/з: конспект теоретического материала по теме (взаимозачет в микрогруппах).

Выполнение упражнений по усмотрению учителя.

Примечание: если предканикулярное время позволяет, и этот урок проводится, рекомендуется поменять его с предыдущим уроком 08.8.

Конспект теоретического материала (см. стр.60 учебника).

Домашнее задание.
• Отсутствует (по причине наступления осенних каникул).

Общеметодические рекомендации к теме 08

Это вторая тема в курсе физики 8 класса нашего УМК, и первая в школьном курсе физики, где основополагающие понятия излагаются догматически, без их экспериментальной проверки. Действительно, мы не можем продемонстрировать опыты, подтверждающие строение атома и ядра атома, наличие в металлах электронного газа, существование и строение ионов. Нужно сообщить учащимся, что эти сведения надо принять «на веру».

На первом уроке рассматривается строение атомов и ионов, понятие электрического заряда и электризация трением и индукцией. Материал объёмен, но большая его часть излагается информационно, поэтому времени урока достаточно для ознакомления (тем более, что на следующих уроках изученные сведения будут неоднократно повторяться). В качестве закрепления изученного материала рекомендуется «разобрать» первый тест.

На втором уроке изучается закон сохранения электрического заряда и электрическое поле. Закон сохранения заряда, как и строение атома, излагается догматически, так как как мы не знакомы с методами определения зарядов ни тел, ни частиц (да и сама единица заряда, кулон, ранее введена тоже догматически, поскольку иного пути у нас нет). Всё, что мы можем сделать для наглядности – продемонстрировать эксперимент по нейтрализации зарядов, возникающих при электризации тел. С электрическим полем ситуация с экспериментальной базой гораздо лучше. Рекомендуем проделать все опыты, описанные в параграфе, и провести демонстрацию силовых линий поля с помощью наэлектризованных «султанов».

К третьему уроку все теоретические аспекты электростатики оказываются изученными, поэтому запланирован урок решения задач. Все они могут быть только качественными, что является прекрасной возможностью поработать над развитием устной монологической речи учащихся. Также на этом уроке запланирована «сдача» первого теста, однако рекомендуем провести «сдачу» и второго теста. Это можно организовать следующим образом. Некоторым учащимся класса раздаются карточки с задачами, и дается время на подготовку их решения на классной доске обязательно с чертежом. В это время оставшиеся учащиеся «сдают» второй тест, после чего все вместе знакомятся с решениями задач на доске. Таким образом, все учащиеся получат оценки, но за разные виды работ.

На четвертом уроке изучается «нетипичный» для традиционного 8 класса материал – конденсатор. Почему? Во-первых, потому что понимание его назначения и принципа работы необходимо для понимания последней темы 8 класса, в частности, § 11-ж «Электромагнитные колебания». Во-вторых, в ближайшей перспективе, понятие конденсатора помогает усвоению понятия «источник электроэнергии» в отношении кратковременности/долговременности поддержания электрического тока в потребителях, см. § 08-ж «Электический ток». Крометого, с опорой на понятие конденсатора приводится описание того, что заряды в электрическом поле обладают энергией, которая может быть превращена в другие виды энергии.

Материал пятого урока очень объемен, но и очень нагляден (по причине просто огромного количества демонстрационных экспериментов и практической работы по «ощупыванию» лабораторного реостата собственными руками на своей парте). Материал, как правило, не вызывает затруднений у учащихся, и, кроме того, является пропедевтикой вводимых в следующей четверти электрических понятий.

Прокомментируем также восьмой урок. Он хоть и носит сухое название «инструктаж», тем не менее, очень эмоционален, так как это не просто теоретические наставления, а во многом эвристическая практическая работа!

Эта тема завершает собой «микроскопический» подход в материале 8 класса, образованный «молекулами» (тема 07) и «электронами» (тема 08). Все последующие темы 8 класса вновь можно охарактеризовать как преподаваемые преимущественно в рамках «макроскопического» научного подхода.

© 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)