Урочное планирование 02 темы «Масса и плотность»
УМК «Физика 7-8-9» И.В.Кривченко


Основное содержание урока (план для учителя) Дидактические материалы
Урок 02.1.   Явление тяготения и свойство инертности (см. § 02-а, § 02-б).

Демонстрация опыта: «различное растяжение одинаковых пружин телами равных объемов» (рекомендация: для снятия сомнений учащихся в одинаковости пружин можно перевесить тела, поменяв их местами).

Земное тяготение. Явление гравитации. Опыт П.Бугера у горы Чимборасо. Масса. Рычажные весы. Эталон килограмма. Нулевая погрешность эталона и ненулевая погрешность вторичных эталонов (мер).

Демонстрация опыта: «различное время раскачивания соломинками пружинных маятников, изготовленных из одинаковых пружин и тел равных объемов вверх-вниз» (рекомендация: оборудование прежнее – см. предыдущий опыт).

Свойство инертности (два аспекта: немгновенность изменения модуля скорости и немгновенность изменения направления скорости). Метод взаимодействия.

Демонстрация опыта: «взаимодействие двух тележек равных масс и двух тележек неравных масс» (рекомендация: тележки одинаковы, но для неодинаковости масс на одну из них крепим двусторонним скотчем тяжелое тело; акцент: постановкой дополнительных гирь на вторую тележку мы снова можем заставить их разъезжаться с равными скоростями; рекомендация: нужное количество гирь подобрать заранее и, поместив их в полиэтиленовый пакет, тоже прикрепить скотчем к тележке).

Масса как мера гравитационных и инертных свойств тела одновременно. Примечание: кинематографический метод из § 02-б – на самостоятельное изучение дома.

Закрепление: задачи № 1аб, №2аб, № 4 (устно, фронтально, по книгам).

Примечание: начиная с этой темы, работы учащихся на сайте с заданиями-проверялками и заданиями-рассуждалками переводятся в режим микрогрупп (с целью усиления индивидуализации организации и отслеживания работ учащихся). То есть, например, к текущему уроку Вася+Петя и Лена+Маша, к следующему уроку Коля+Таня и Ваня+Надя и т.п. (важно: поощрять аудиовизуальное сотрудничество учащихся через наушники с микрофоном и экран компьютера с членами микрогруппы для выполнения конкретной проверялки и/или рассуждалки).

Медиалекции § 02-а, § 02-б.

Проверялки § 02-а, § 02-б.

Задачи № 1аб, 2аб, 3аб, 4, 5абв (см. стр.41 учебника).

Домашнее задание.
• Проверялки § 02-а, § 02-б (в микрогруппах по назначению учителя).
• Задачи № 3аб (обязательно).
• Задачи № 5абв (по желанию).

Примечание 1. Ранее, в теме 01, работы учащихся на сайте с заданиями-проверялками и заданиями-рассуждалками были в стиле «кто сделал сам, а кто нашел у кого списать» (что было полезно для освоения учащимися интерактивного режима работы с сайтом).

Примечание 2. Теперь, в теме 02, работы учащихся приводятся к стилю «участие в микрогруппах переменного состава» (что более адекватно целям образовательного процесса после привыкания учащихся к технологическим аспектам работы с сайтом).

Урок 02.2.   Измерение массы рычажными весами (см. ЛР на сайте).

Проверка д/з: заочно, по работам учащихся на сайте с заданиями-проверялками § 02-а, § 02-б. Учащиеся, бравшие на дом выполнение КЛР 02-2, сдают тетради на проверку учителем.

ДЛР 02-1 «Измерение массы на рычажных весах» (дифференцированная лабораторная работа).

Примечание: важно, чтобы хотя бы несколько учащихся из класса выполнили задания ЛР «на отлично» – полученные ими экспериментальные данные (массы тел равных объемов трех сортов: латунных, стальных, алюминиевых) потребуются учителю на следующем уроке изучения понятия «плотность». Оформление работы на «отлично» можно разрешить доделать дома (при условии получения всех результатов измерений в классе).

Рекомендация. Учащимся, претендующим на оценку «отлично» (поскольку они берут проверочные тетради на дом), предлагается также выполнить дома КЛР 02-2 «График зависимости массы от объема» (рекомендация: с помощью кулинарных весов и кулинарной мензурки). Через урок учитель сможет проверить сразу две ЛР (классную и домашнюю; первая оценивается обязательно, вторая на усмотрение учителя).

Описания ДЛР 02-1, КЛР 02-2.

Рассуждалки Р 02-1, Р 02-2.

Вычислялка В 02-1.

Домашнее задание.
• Рассуждалки Р 02-1, Р 02-2 (в микрогруппах по назначению учителя).
• Вычислялка В 02-1 (обязательно: 1й блок в тетради; для желающих: всю на сайте).
• КЛР 02-2 (для претендующих на «отлично»).

Урок 02.3.   Плотность веществ и тел (см. § 02-в, § 02-г).

Проверка д/з: заочно, по работам учащихся на сайте с рассуждалками Р 02-1 «Гравитация и масса», Р 02-2 «Инертность и масса».

Подведение к понятию «плотность» – анализ результатов ЛР на уроке 02.2 ранее (рекомендации: наблюдали тела разных масс из латуни-стали-алюминия, но объемы были одинаковы; измерили массы и подсчитали усредненные массы каждого вида тел, но объемы не измеряли).

Постоянство отношения массы к объему для каждого вещества. Независимость отношения массы к объему для каждого вещества от его массы и/или объема (рекомендация: термин «плотность» не использовать, сознательно заменяя его на термин «отношение» на данном этапе урока).

Демонстрация опыта: «измерение объемов тел, использованных в ЛР предыдущего урока» (рекомендация: вызвать к столу учителя трех учащихся и предоставить им возможность измерить объемы при помощи мензурок).

Плотность вещества как краткая запись отношения массы вещества к его объему. Единицы плотности вещества. Преобразования формулы плотности. Преобразования единиц плотности.

Закрепление: тестилка Т 02-1 «Плотность веществ и тел» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Таблицы плотностей некоторых веществ. Зависимость плотности от температуры и давления.

Закрепление: образец решения расчётной задачи № 6а (устно, фронтально, по книгам).

Медиалекции § 02-в, § 02-г.

Проверялки § 02-в, § 02-г.

Тестилка Т 02-1.

Задачи № 6абвг (см. стр.42 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 02-1 (обязательно).
• Проверялки § 02-в, § 02-г (в микрогруппах по назначению учителя).
• Задачи № 6абвг (по желанию).

Урок 02.4.   Решение текстовых задач и задач-рисунков.

Проверка д/з: тестилка Т 02-1 «Плотность веществ и тел» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 02 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=02

Примечание: задачи из учебника № 6абвг, 7аб, 8аб – нетипичны по требуемым математическим навыкам, поскольку опираются на использование не строгих равенств (к которым учащиеся привыкли, используя формулы), а на использование нестрогих неравенств (это, напомним, математические термины). Такие задачи сильнее активизируют аналитико-синтетические способности учащихся, чем традиционные задачи.

Тестилка Т 02-1 (распечатки).

Задачи № 7аб, 8аб (см. стр.42 учебника).

Вычислялки В 02-2, В 02-3, В 02-4.

Домашнее задание.
• Задачи № 7аб, 8аб (не решенные в классе).
• Вычислялки В 02-2, В 02-3, В 02-4 (в микрогруппах по назначению учителя).

Урок 02.5.   Решение текстовых задач и задач-рисунков.

Проверка д/з: учитель пересаживает 6 «сильных» учеников на последние парты, и они решают задачи «на оценку» (с последних парт 6 учеников пересаживаются на освободившиеся места ближе к доске); фронтально разбираем типичные задачи (см. примечание к уроку 1.6.).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 02 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=02

Вычислялки В 02-2, В 02-3, В 02-4.

Рассуждалка Р 02-3.

Домашнее задание.
• Задачи № ... (на индивидуально выданных карточках).
• Рассуждалка Р 02-3 (в микрогруппах по назначению учителя).

Урок 02.6.   Средняя плотность и плавание тел (см. § 02-д*).

Примечание: параграф § 02-д* в учебнике помечен «звездочкой», то есть не обязателен для домашней проработки учащимися (более предпочтительно, чтобы они дома занялись решением задач); тем не менее, параграф обязателен для объяснения учителем, так как на его материале базируется следующий обязательный параграф, который будет предложен на уроке 02.8 для предварительного самостоятельного изучения учащимися дома к уроку 02.9, где он будет обсуждаться).

Демонстрация опыта: «поведение яйца и льда в спирте, воде и растворе соли».

Тела из одного вещества и из нескольких, в т.ч. с полостями (неоднородные тела). Применение числовой прямой для графической интерпретации соотношения плотностей жидкостей и средних плотностей тел. Закономерность «тонет-всплывает». Второе назначение формулы для вычисления плотности вещества как формулы для вычисления средней плотности неоднородного тела.

Демонстрация опыта: «погруженная в воду доля деревянного бруска и кубика льда».

Применение столбчатой диаграммы для графической интерпретации сравнительных плотностей тел и жидкостей. Закономерность «погруженная доля плавающего тела». Ареометр.

Закрепление: тестилка Т 02-2 «Хорошо ли ты понимаешь что такое плотность» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Медиалекция § 02-д.

Проверялка § 02-д.

Тестилка Т 02-2.

Задачи № 9а-9е (см. стр.43 учебника).

Домашнее задание.
• Тестилка Т 02-2 (обязательно).
• Проверялка § 02-д (обязательно).
• Задачи № 9а-9е (для претендующих на «отлично»).

Примечание. Заданная проверялка § 02-д адресована всем учащимся (рекомендация: кроме претендующих на «отлично»), поскольку на § 02-д будет опираться § 02-е.

Урок 02.7.   Подготовка к контрольной работе.

Проверка д/з: тестилка Т 02-2 «Хорошо ли ты понимаешь что такое плотность» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 02 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=02

Опубликовать репетиционный вариант контрольной работы (вывесить на информационном стенде в классе и/или предоставить ссылку на интернет-ресурс).

Тестилка Т 02-2 (распечатки).

Репетиционный вариант к/р.

Тестилка Т 02-3.

Домашнее задание.
• Репетиционный вариант к/р (обязательно).
• Тестилка Т 02-3 (по желанию).
• Опыт по задаче № 4 (по желанию).

Урок 02.8.   Контрольная работа (также см. § 02-е).

Проверка д/з: заочно, по работам учащихся на сайте с тестилкой Т 02-3 «Сравнение плотности тел».

Письменная контрольная работа: решение текстовых задач и задач-рисунков.

Обратить внимание: § 02-е и проверялки к нему задаются на дом без предварительного объяснения учителем (самостоятельное изучение), и будут контролироваться на следующем уроке. Примечание: перед изучением § 02-е рекомендуется повторить § 02-д*.

Карточки вариантов к/р.

Проверялка § 02-е.

Конспект теоретического материала 02 темы (см. стр.40 учебника).

Домашнее задание.
• Самостоятельно § 02-е (обязательно).
• Проверялка § 02-е (обязательно).
• Конспект теоретического материала (наизусть).

Урок 02.9.   Анализ к/р и выполнения д/з.

Проверка д/з: обсуждение материала § 02-е.

Конкретные высказывания. Обобщенные высказывания. Обобщение как процесс и результат. Определение как договоренность. Закономерность как факт. Гипотезы и их мотивировка. Метод научного познания как цикл.

Закрепление: задачи № 9е-9з (задания по формированию читательской грамотности).

Взаимоконтроль: конспект теоретического материала (в микрогруппах).

Рассуждалка Р 02-4.

Задачи № 9е-9з (см. стр.43 учебника).

Конспект теоретического материала 02 темы (см. стр.40 учебника).

Домашнее задание.
• Рассуждалка Р 02-4 (по желанию).

Общеметодические рекомендации к теме 02

Это вторая тема в курсе физики у школьников, и первая, где они изучают «чисто физику» (в отличие от первой, больше математической темы) и приобщаются к самостоятельному экспериментированию «на парте». Именно из этого вытекает её главное назначение: научить наблюдать явления а) качественно и, главное, б) количественно, описывая их числами.

Наш опыт работы показывает, что далеко не все учителя учат именно наблюдать, часто спешат и «забегая вперёд» просят сразу сделать вывод. Поясним эту типичную «учительскую» ошибку.

1. Например, на свой вопрос классу после демонстрационного опыта по введению плотности «Что мы видели в опыте?» многие хотят услышать ответ типа «Плотность веществ разных тел ралична». Это неверно, потому что дети этого не видели! А видели они следующее: учитель брал цилиндрики из стали, латуни и алюминия, взвешивал их (или трое учеников за его столом на трёх весах делали это), определял их объём мензуркой (или те же ученики продолжали начатое), делил массы на объёмы и получал результаты, «рождал» единицу для «отношения» (а не плотности), брал тела (а не вещества) и т.п.

2. Итак, от «видели в опыте» до «следует из опыта» – огромная работа учителя в жанре древнегреческой майевтики (наведения на цепочку последовательных ответов, ведущих к окончательному выводу). Ещё раз подчеркнём: опыт – это не взять цилиндрики и поместить их на весы и в мензурку; это и накопление таблицы значений, и рождение единицы, и оперирование тем что видим, а не додумываем (не вещество, а латунное и алюминиевое тела, не плотность, а отношение массы к объему пока не введено определение и/или формула) и т.д.

3. Накопив экспериментальные значения (как правило, таблицу, где десяток или более пар значений) важно корректно перейти к обобщениям. Например, мы использовали цилиндрики, поэтому нужно сказать, что результаты опыта не изменятся, если взять кубики или шарики. Например, мы использовали не полые, а сплошные тела, поэтому можно говорить не только о телах, но и их веществах. Мы наблюдали только три вещества и только твёрдых, но можно наблюдать и жидкости (а при определенных условиях и газы). В гносеологии такой переход от чувственно осязаемого к абстрактным понятиям (тело => вещество, жидкость, газ; масса и объём => их отношение => его постоянство => плотность вещества) называется обобщением. Умение обобщать не даётся ребёнку от рождения, а прививается нами, педагогами. Пожалуйста, учите обобщать, не считайте обобщающие замены понятий «сами собой разумеющимися».

4. Пока мы говорили о демонстрационном эксперименте на столе учителя (лучше с привлечением учащихся). Обсудим теперь самостоятельные опыты ребят на их собственных партах. Наши наблюдения за уроками учителей показывают, что многие пренебрегают использованием кратковременных лабораторных работ (КЛР). Часто можно увидеть подмену КЛР более узким понятием «фронтальный опыт». Поясним отличие. Опыт включает в себя манипулирование телами и приборами с формулированием вывода в обобщённом виде. Например, тела равных объёмов, изготовленные из латуни, имеют большую массу, чем стальные или алюминиевые. КЛР может быть не только фронтальным опытом, но и простым знакомством. Например, мы познакомились, как выглядят тела, изготовленные из латуни, меди и свинца (большинство учащихся никогда не держали в руках медных или латунных тел), чем отличаются шкалы ареометров для воды и спирта (их можно передать по партам) и т.д.

5. Рассмотрев важность кратковременных лабораторных работ, акцентируем внимание на ещё одном традиционном пробеле большинства учителей, теперь во время полноценных ЛР. Часто перед звонком можно видеть, как дети лихорадочно дописывают недописанные описания, если используются обычные ученические тетради. Даже если используются тетради с печатной основой и строчками-пропусками для заполнения, редко когда в конце урока учитель делает поимённые обобщения на доске. Классическая методика организации одночасовых ЛР настаивает, чтобы за 5 минут до конца урока учащиеся положили ручки и поучаствовали в обобщении. Учитель заранее заготавливает на доске пустую таблицу с клетками, которых столько же и расположены они так же, как и парты в классе, в клетках имена учащихся. Перекличкой эти клетки заполняются ключевыми значениями. Например, все диктуют свои плотности для стальных цилиндриков (учитель вписывает в клетки и быстро обсуждаем: нет ли грубых промахов и какое среднее) и т.д.

Итак, умение наблюдать, описывать наблюдаемое числами, переходить к обобщениям – приоритеты в этой теме, завершающей первую четверть.

Теперь несколько частнометодических рекомендаций по изучению темы. Не рекомендуем излишне акцентировать внимание на массе как на мере инертных свойств тела – это однобоко и, главное, противоречит всей логике 7-8 классов, где масса – мера гравитационных и «количественно-вещественных» свойств (формула плотности вещества, формула силы тяжести, формулы для количества теплоты), но никак не инертных свойств. Формулу с отношением масс и отношением скоростей при взаимодействии рассматривать не следует. Давайте изживать вековую путаницу понятий «инерция» и «инертность». Первый термин вообще не имеет места на уроках физики до 9 класса, поскольку инерция – это сохранение свободным телом вектора скорости в инерциальной системе отсчёта. Поскольку и такие системы, и свободные тела, и их равномерное и прямолинейное движение (то есть сохранение вектора скорости) мы будем обсуждать только в 9 классе, то в 7м мы рекомендуем запрещать произносить «инерция». Только термин «инертность» корректен в 7 классе.

В этой теме мы начинаем приучать 7-классников к полностью самостоятельному извлечению теоретических сведений из параграфа учебника (последний параграф темы). Сначала ребята изучают его дома, затем он рассматривается на уроке.

© 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)