Урочное планирование 01 темы «Физические величины»
УМК «Физика 7-8-9» И.В.Кривченко


Основное содержание урока (план для учителя) Дидактические материалы
Урок 01.1.   Предмет физики (см. § Введение, § 01-а).

Физика. Что изучает физика. Физические явления. Задача физики.

Демонстрация опыта: «физические явления» (на усмотрение учителя, но хотя бы одно явление, где можно проиллюстрировать любую закономерность; например, погружение сосуда термоскопа в холодную-теплую-горячую воду и наблюдение зависимости расстояния сдвига капли воды воздухом в трубке термоскопа от внешней температуры).

Свойства тел. Свойства явлений. Качественная характеристика свойств: словами и/или рисунком. Количественная характеристика свойств: масштабным чертежом или значениями величин (число и единица). Физическая величина как количественная характеристика.

Работа с учебником: таблица § 01-а (устно, фронтально, по книгам).

Закрепление: тестилка Т 01-1 «Единицы и обозначения физических величин» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Демонстрация ресурса: «медиалекция к § 01-а» (мотивация работы на сайте fizika.ru, пояснить что с темы 02 и далее для доступа к материалам сайта потребуется пароль).

Рекомендация: написать на доске свой емейл и предложить всем учащимся прислать вам электронное письмо с тремя словами: фамилия, имя, класс. Тогда вы сможете зарегистрировать всех желающих на сайте fizika.ru, не сделав опечаток в емейлах учащихся.

Медиалекция § 01-а (доступна без регистрации).

Тестилка Т 01-1 (доступна без регистрации).

Домашнее задание.
• Медиалекция § 01-а (посмотреть и послушать).
• Тестилка Т 01-1 (подготовиться к индивидуальной проверке в классе по распечаткам с перемешанным порядком следования заданий).
• Прислать учителю емейл с тремя словами: фамилия, имя, класс (со своего емейла или емейла родителей).

Примечание. Проверялка § 01-а пока не задается по причине отсутствия регистрации учащихся на сайте.

Урок 01.2.   Измерение физических величин (см. § 01-б, § 01-в).

Проверка д/з: тестилка Т 01-1 «Единицы и обозначения физических величин» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Рекомендация: если в школе имеется мобильный класс (комплект ноутбуков и вайфай-интернет), проверку тестилок лучше проводить именно на компьютерах, чтобы результаты были доступны и родителям.

Измерение. Меры. Измерительные приборы. Существование погрешностей измерений. Метод многократных измерений. Рекомендация: метод рядов не затрагивать, т.к. он объясняется в медиалекции § 01-б.

Работа с учебником: рисунки § 01-б (устно, фронтально, по книгам).

Цифровые и шкальные приборы. Шкала: штрихи и оцифрованные штрихи, деления. Цена делений и цена одного деления. Отсчет по шкале прибора.

Демонстрация алгоритма: «определение цены деления шкалы прибора» (использовать 3 различных прибора, у двух из которых ЦД отличается от единицы в меньшую и большую стороны).

Закрепление: задачи № 1абг, №2абвд (устно, фронтально, на доске).

Запас: рассуждалка Р 01-1 «Зачем нужны физические величины» (устно, фронтально, через видеопроектор). Пояснить, что цель рассуждалок – не только подобрать пропущенные слова, но и запомнить все рассуждение целиком (именно поэтому синонимы пропущенных слов не засчитываются, чтобы был стимул многократно перечитывать рассуждение, запоминая его).

Тестилка Т 01-1 (распечатки).

Медиалекции § 01-б, § 01-в.

Задачи № 1абг, №2абвд (см. стр.23 учебника).

Рассуждалка Р 01-1.

Домашнее задание.
• Задачи № 1абг, №2абвд (дооформить в тетради).
• Тестилка Т 01-1 (освоение полученного от учителя пароля, т.е. теперь интерактивно работать с сайтом).
• Рассуждалка Р 01-1 (списать в тетрадь, заполнив пропуски; только для тех, кто не выполняет тестилку Т 01-1 из-за отсутствия пароля).

Урок 01.3.   Погрешность прямых и косвенных измерений (см. § 01-г).

Проверка д/з: демонстрация результатов учеников класса: тестилка Т 01-1 «Единицы и обозначения физических величин» (через видеопроектор из электронного журнала учителя на fizika.ru).

Демонстрация алгоритма: «образец работы с заданиями-проверялками: на примере § 01-б через проектор» (фронтально, вместе с учителем; одновременно эта демонстрация служит целям актуализации пройденного материала перед изучением новой темы этого урока).

Приборы и меры, а также наши действия с ними как источники погрешностей. Наибольшая погрешность результата (прямого) измерения шкальным прибором.

КЛР 01-1 «Обнаружение погрешности шкалы линейки» (кратковременная лабораторная работа, недифференцированная, неоцениваемая).

Запись результата измерения длины с указанием наибольшей погрешности. Геометрическая иллюстрация: измеренное и истинное значения. Принципиальная неизвестность истинных значений измеряемых величин.

Демонстрация алгоритма: «мензурка и правила обращения с ней; измерение объема твердого тела; удвоение погрешности результата».

Прямые и косвенные измерения; их влияние на погрешности результатов.

Работа с учебником: рисунки § 01-г (устно, фронтально, по книгам). Рекомендация: сравнивая рисунки, пояснить причину удвоения погрешности при косвенном измерении объема камня мензуркой.

Закрепление: задачи № 1вдежз, № 2гежзи (устно, фронтально, на доске).

Проверялка § 01-б (демонстрация в классе).

Описание КЛР 01-1.

Медиалекция § 01-г.

Проверялка § 01-а (для домашней работы).

Задачи № 1вдежз, № 2гежзи (см. стр.23 учебника).

Домашнее задание.
• Задачи № 1вдежз, № 2гежзи (дооформить в тетради).
• Проверялка § 01-а (в парах, обсуждая через наушники с микрофоном; если пока нет пароля – положить кальку на разворот учебника и фломастером на кальке подчеркивать ответы на задания-проверялки).
• Рассуждалка Р 01-2 (для желающих, уже имеющих свой пароль на сайте).

Урок 01.4.   Измерение объемов тел мензуркой (см. ДЛР 01-2 на сайте).

Проверка д/з: учитель назначает 6 учеников, они пересаживаются на первые парты рядов и решают «на оценку» по одной из задач, задававшихся на дом за 2 последних урока (с первых мест 6 учеников пересаживаются на освободившиеся места вызванных учеников); в это время для остальных учеников демонстрация результатов класса: проверялка § 01-а (через видеопроектор из электронного журнала учителя), разбор типичных затруднений.

ДЛР 01-2 «Измерение объемов тел мензуркой» (дифференцированная лабораторная работа). На выполнение работы и письменное оформление отводится оставшееся время: 30 минут.

Рекомендация. Для успешного выполнения тестилки Т 01-2 «Значения длин, площадей и объёмов» (на следующем уроке) на этом уроке на дом задается КЛР 01-3 «Оценка площадей и объёмов тел». Поскольку ее нужно выполнить в той же (проверочной) тетради, то по звонку с урока учитель ставит в каждой тетради «автограф», фиксируя выполненный фронт работ. Через урок учитель сможет проверить сразу две ЛР (классную и домашнюю; первая оценивается обязательно, вторая на усмотрение учителя).

Описания ДЛР 01-2, КЛР 01-3 (на сайте).

Проверялки § 01-б, § 01-в, § 01-г.

Рассуждалки Р 01-1, Р 01-2.

Домашнее задание.
• Выполнить КЛР 01-3 (по рядам).
• Проверялки § 01-б, § 01-в, § 01-г (в парах, обсуждая через наушники с микрофоном; если пока нет пароля – положить кальку на разворот учебника и фломастером на кальке подчеркивать ответы на задания-проверялки).
• Рассуждалки Р 01-1, Р 01-2 (если не выполнялись ранее; вместо проверялок § 01-в, § 01-г).

Урок 01.5.   Площади, объемы и их единицы (см. § 01-д, § 01-е).

Проверка д/з: производится отсроченно (учащиеся сдают учителю свои теради для проверочных работ, результаты оглашаются на следующем уроке).

Прямое измерение площади плоской фигуры (палеткой) и объема жидкости (мензуркой). Формулы. Косвенные измерения (вычисления) площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда или прямого цилиндра.

Закрепление: тестилка Т 01-2 «Значения длин, площадей и объёмов» (устно, фронтально, через видеопроектор).

Преобразования формул. Словесные правила преобразования формул и их неудобство. Графические правила преобразования формул: «правило треугольника» и «правило креста» – см. факультатив к 01 теме на сайте).

Закрепление: таблица § 01-д (преобразования по правилу креста). Примечание: правая половина разворота § 01-д на уроке не рассматривается (предоставляется на самостоятельное изучение желающим).

Десятичные приставки и множители; их взаимозаменяемость. Преобразование линейных, квадратных, кубических единиц. Образец оформления расчетной задачи (допустимый и рекомендуемый варианты).

Закрепление: письменное оформление в виде решения расчетных задач отдельных заданий тестилки Т 01-2 «Значения длин, площадей и объёмов» (выборочно, на усмотрение учителя).

Медиалекции § 01-д, § 01-е.

Проверялки § 01-д, § 01-е.

Тестилка Т 01-2.

Задачи № 3абвгдеж, № 4абв (см. стр.24 учебника).

Домашнее задание.
• Задачи № 3абвгдеж, № 4абв (обязательно).
• Тестилка Т 01-2 (если ученик еще не зарегистрирован на сайте, то выполняет в тетради).
• Проверялки § 01-д, § 01-е (по желанию).

Урок 01.6.   Решение текстовых задач и задач-рисунков.

Проверка д/з: учитель пересаживает 6 «сильных» учеников на последние парты, и они решают «на оценку» задачи на перевод единиц (с последних парт 6 учеников пересаживаются на освободившиеся места ближе к доске); в это время фронтально разбираем 1 блок заданий вычислялки В 01-2 «Объёмы параллелепипеда и цилиндра» (на доске).

Примечание: 6 «сильных» учеников мы сознательно исключаем из фронтальной работы, чтобы уделить больше внимания остальным ученикам (сравните организацию дифференцированной работы на этом этапе этого урока и на аналогичном этапе урока 01.4 – есть принципиальные отличия).

После завершения разбора на доске 1 блока заданий вычислялки (и завершения письменной работы «сильными» учениками) все учащиеся возвращаются на свои места. Через видеопроектор фронтально выполняем ту же вычислялку (блоки 1-4, т.е.целиком).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 01 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=01

Проверка д/з: тестилка Т 01-2 «Значения длин, площадей и объёмов» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Тестилка Т 01-2 (распечатки).

Вычислялки В 01-1, В 01-2.

Рассуждалка Р 01-3.

Задачи № ... (на индивидуально выданных карточках).

Домашнее задание.
• Вычислялки В 01-1, В 01-2 (если ученик еще без пароля, то выполняет в тетради).
• Задачи № ... (на индивидуально выданных карточках самостоятельных работ).
• Рассуждалка Р 01-3 (по желанию).

Урок 01.7.   Метод построения графика (см. § 01-ж).

Проверка д/з: не производится (если не проводятся уроки 01.8 и 01.9 – см. ниже).

Демонстрация опыта: «равномерное движение тела» (на усмотрение учителя, например, пузырька воздуха в трубке с водой; положения пузырька отмечаются фломастером на трубке по ударам метронома).

Модельные представления: равные интервалы времени, равные части пути. Реальные измерения величин: псевдоравные интервалы времени, псевдоравные части пути. Усредняющая роль линии графика. Предсказание значений величин по графику (интерполяция и экстраполяция).

Работа с учебником: получение экспериментальных данных при движении капельницы, заполнение таблицы, аппроксимация экспериментальных точек прямой.

Определение равномерного движения тела. Прямолинейность графика зависимости пути от времени только при наличии равномерности движения (акцент: прямолинейность или криволинейность движения не влияет на прямолинейность графика).

Закрепление: задача-рисунок №5абвгд на стр.24 учебника (если есть время до разбора тестилки).

Запас: тестилка Т 01-3 «Статус физических терминов» (если не проводятся уроки 01.8 и 01.9 – см. ниже).

Медиалекция § 01-ж.

Рассуждалка Р 01-4.

Вычислялка В 01-3.

Тестилка Т 01-3.

Задачи № 5абвгд (см. стр.24 учебника).

Домашнее задание.
• Рассуждалка Р 01-4 (если ученик еще без пароля, то выполняет в тетради).
• Проверялка § 01-ж (в парах, обсуждая через наушники с микрофоном; если пока нет пароля – положить кальку на разворот учебника и фломастером на кальке подчеркивать ответы на задания-проверялки).
• Тестилка Т 01-3 (обязательно, если не проводится следующий урок).
• Вычислялка В 01-3 (по желанию).

Урок 01.8.   Резерв (подготовка к контрольной работе).

Примечание: урок проводится, только если прогнозируется достаточное предканикулярное число уроков, чтобы успеть завершить следующую тему: урок № 02.9 обязателен (т.к. на нем будет проверка обязательного § 02-е «Метод научного познания», заданного на уроке № 02.8 на самостоятельное изучение).

Проверка д/з: тестилка Т 01-3 «Статус физических терминов» (письменно, индивидуально, по распечаткам с fizika.ru).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 01 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=01

Взаимоконтроль: конспект теоретического материала 01 темы (две методики организации работы с конспектом описаны ниже).

Тестилка Т 01-3 (распечатки).

Конспект теоретического материала 01 темы (см. стр.22 учебника).

Задачи № 6а-6и (см. стр.25 учебника).

Домашнее задание.
• Конспект теоретического материала (наизусть).
• Задачи № 6а-6и (по желанию).

Урок 01.9.   Резерв (контрольная работа).

Примечание: урок проводится, только если прогнозируется достаточное предканикулярное число уроков, чтобы успеть завершить следующую тему: урок № 02.9 обязателен (т.к. на нем будет проверка обязательного § 02-е «Метод научного познания», заданного на уроке № 02.8 на самостоятельное изучение).

Проверка д/з: задачи № 6а-6и (проверка-консультация).

Решение задач на усмотрение учителя. Рекомендуемые подборки задач по теме 01 и «генератор карточек» самостоятельных работ см. здесь – www.fizika.ru/zadachki/index.php?theme=01

Взаимоконтроль: конспект теоретического материала 01 темы (две методики организации работы с конспектом описаны ниже).

Конспект теоретического материала 01 темы (см. стр.22 учебника).

Задачи № 6а-6и (см. стр.25 учебника).

Домашнее задание.
• Конспект теоретического материала (повторно).
• Задачи № 6а-6и (обязательно; проверка будет производиться приглашением микрогрупп во внеурочное время).

Общеметодические рекомендации к теме 01

Это первая тема в курсе физики у школьников. Из этого вытекает ее главное назначение: сформировать интерес к изучению предмета, заложить основы общеучебных умений, актуальных как для традиционного преподавания физики, так и для использования инновационных электронных компонентов нашего УМК.

В этой теме не следует акцентировать внимание учащихся на использовании только основных единиц величин, так как многие задания учащимся более понятны, если не переходить от сантиметров к метрам, от минут к секундам и т.д. Обязательный переход к основным единицам величин мы рекомендуем начинать со второй четверти, с темы номер три «Силы в природе». Материал про погрешности является обязательным для изучения, но необязательным для контроля. Предлагать учащимся задачи, где нужно оценить или вычислить погрешности, можно лишь по желанию.

Обращаем внимание: параграф § 01-ж про построение графика – это параграф про построение графика, а не про формулу скорости! До 9 класса понятие скорости (а тем более средней скорости) не требуется; понятие равномерного движения, определяемое через путь, вполне достаточно для 7-8 классов – пожалуйста, не перегружайте учащихся не нужным им до 9 класса (и не всегда понятным по причине усредненности значений скорости) материалом. Решать задачи на формулу средней скорости не рекомендуется, поскольку это традиционно материал олимпиад.

Как правильно применять интерактивные задания на сайте (новая форма работы).

Задания-проверялки, задания-вычислялки, задания-рассуждалки, задания тестилки (в совокупности мы их именуем интерактивными заданиями) представляют новизну для основной массы учащихся, только-только привыкающих систематически использовать компьютер для учебных целей. Рекомендуется следующая последовательность. Тестилки наиболее легки в освоении, с них мы и начинаем (учитель: 1й урок, ученики: 2й урок). Рассуждалки сложны содержательно, но просты технологически, их мы осваиваем следующими (учитель: 2й урок, ученики: 3й урок). Проверялки сложны как технологически, так и содержательно, к ним мы переходим в следующую очередь (учитель: 3й урок, ученики: 4й урок). Вычислялки в результате такой последовательности оказываются в завершающей части (учитель и ученики: 6й урок).

На данном этапе, в теме 01, работы учащихся на сайте с заданиями-проверялками и заданиями-рассуждалками (в большей степени), а также с заданиями-вычислялками и заданиями-тестилками (в меньшей степени) получаются в стиле «кто сделал сам, а кто нашел у кого списать» (важно: это нормально и полезно для освоения учащимися интерактивного режима работы с сайтом). Позднее, в теме 02, работы учащихся приводятся к стилю «работа в микрогруппах переменного состава» (что более адекватно целям образовательного процесса после привыкания учащихся к техноголическим аспектам работы с сайтом).

Как правильно применять конспект теоретического материала (новая форма работы).

На этапе введения понятия просим 2х-3х учащихся открыть страницу с конспектом в учебнике и прочитать конкретное утверждение, а затем повторить его по памяти (психологи это называют «активным припоминанием»). Возникает соревнование между назначенными «игроками» – кто точнее запомнит, и класс оживляется (появляется азарт «болельщиков», у многих есть желание поправить и/или подсказать). Для проверки, а по сути, организации запоминания следующего утверждения конспекта, назначаем других «игроков». Это займет не более 5 минут, но позволит активно формировать внешнюю речь и разнообразить урок.

На этапе проверки домашнего задания просим пересказать блок из 3-4 утверждений конспекта наизусть. Учащимся понравилась вот какая организация проверки: названный ученик встает, а раскрытый учебник с конспектом остается на столе (учебники у остальных учащихся закрыты). Учащийся пересказывает конспект по памяти (активно припоминает), имея возможность бросить взгляд на конспект. Поскольку книга далеко от глаз ученика, то читать невозможно, можно лишь опереться на зрительную память. Этого зачастую достаточно, и все довольны – ребята говорили: «сам от себя не ожидал, что это не стих, а запомнилось наизусть».

© 2014. Кривченко Игорь Викторович (г. Москва)