Изучение интерференции света в домашних условиях
Цель работы: с помощью подручных средств пронаблюдать и объяснить явление интерференции света в тонких плёнках.
Оборудование:
Изучение интерференции света с помощью мыльных пузырей
1.1. Обратите внимание на начало образования мыльного пузыря. Сразу ли его стенки становятся цветными? Почему?
1.2. Пронаблюдайте и объясните изменение цвета поверхности мыльного пузыря по мере его раздувания.
1.3. Отличаются ли цвета в верхней и нижней частях мыльного пузыря? Почему?
1.4. Подуйте на пузырь. Объясните причину изменения цветов на его поверхности в том месте, где есть поток воздуха.
1.5. Нагрейте мыльный раствор и выдуйте пузырь. Отличаются ли цвета на его поверхности от предыдущего? Почему?
1.6. Подкрасьте мыльный раствор чернилами. Повлияло ли это на цвета оболочки пузыря? Почему?
1.7. Выясните, зависит ли цвет пузыря от густоты мыльного раствора и объясните результат.
1.8. Пронаблюдайте за цветом частей пузыря перед тем, как он лопнет и объясните явление.
Наблюдение интерференции света с помощью мыльной плёнки
2.1. Опустите проволочный каркас (см. фото) в мыльный раствор, затем поднимайте и наблюдайте отражённый свет. Одинакова ли ширина радужных полос вверху и внизу плёнки? Почему?
2.2. Поверните каркас с плёнкой на небольшой угол. Наблюдается ли при этом изменение цвета и ширины полос? Почему?
2.3. Нагрейте мыльный раствор и получите пленку на каркасе. Изменилась ли наблюдаемая на поверхности плёнки картина? Почему?
Наблюдение интерференции света в тонких слоях оксида железа
3.1. Нагревайте лезвие безопасной бритвы в пламени спиртовки или газовой зажигалки и наблюдайте появление радужной окраски (цветов побежалости) на поверхности лезвия. Какие цвета появились сначала, а какие по мере нагревания? Почему?
3.2. Найдите в интернете приблизительную (оценочную) шкалу для определения температуры металла по цвету побежалости. Проверьте её, используя результаты предыдущего опыта. Занесите результаты в таблицу.
|
Через 10 секунд |
Через 30 секунд |
Через 1 минуту |
Цвет
|
|
|
|
Температура |
|
|
|
3.3. Сделайте обобщающий вывод по результатам всех наблюдений.
(C) 2011. Берсенева Лидия Петровна (Свердловская область, г. Талица)
|