- − Частые вопросы: 1. Технические аспекты
- − 1.1. Как правильно регистрировать учеников
- − 1.1.1. Избегаем типичных для учителя ошибок
Если учитель просит учеников написать свои е-мейлы на листочках и собирает их для регистрации, это чревато ошибками. Ребята могут неверно вспомнить и/или записать свой емейл, а учителю не всегда легко разобрать почерк, да и возможны опечатки при наборе с клавиатуры во время регистрации. В результате ученик зарегистрируется в журнале, но домашний пароль до него не дойдет.
Для облегчения регистрации учащихся рекомендуем сообщить им на уроке ваш e-mail и попросить каждого желающего прислать письмо с тремя словами: фамилия, имя, класс. Из содержимого письма легко скопировать в электронный журнал фамилию-имя, а заголовка письма – e-meil ученика. Это поможет избежать опечаток в e-meilах и снизить трудоемкость регистрации учащихся.
- − 1.1.2. Как указывать фамилии, имена и классы
Пожалуйста, указывайте полные имена: Сергей вместо Сережа, Анна вместо Аня и т.д. Иначе некоторым учащимся может быть обидно, что кто-то в списке класса (а также региональных рейтингах, которые не видит учитель, но видят все ученики в своих электронных дневниках) назван по-взрослому, а кто-то нет. Пожалуйста, литеры классов пишите кириллицей: 7а и 7а внешне выглядят неразличимо, но в первом случае «a» латинское, во втором – русское. Поэтому ученики окажутся в разных классах и будут следовать не по алфавиту.
Согласно федеральному закону о защите персональных данных, если учащийся и/или его родители против, мы не имеем права регистрировать ученика под его реальными фамилией и именем; в таком случае возможна регистрация под псевдонимами. Это, конечно, неудобно, но таково законодательство. Класс не относится к персональным данным, его можно указывать реальным. Если ученик сам вам прислал письмо (с фамилией/именем/классом), чтобы вы его зарегистрировали, значит, он, как минимум, не возражает против регистрации.
- − 1.1.3. Если ученик зарегистрирован с опечаткой
Если вы заметили опечатку уже после того, как ученик зарегистрирован, нет необходимости его удалять и регистрировать заново. Более того, это нежелательно, т.к. пароль ученику придет дважды, и возможна путаница (ученик может удалить не то письмо, а пароль не успеть запомнить). Рекомендуем указать номер ученика и заполнить ту ячейку, где нужны исправления, после чего нажать «Изменить». Можно внести исправления сразу в несколько ячеек (важно: ячейка с емейлом имеет особый статус, см. предупреждение далее).
Если опечатка была сделана в емейле, то при его изменении ученику автоматически отправляется новый пароль для домашней работы. Внимание: пароль отправляется автоматически лишь в двух случаях: при регистрации нового ученика и при исправлении только (!) емейла уже зарегистрированного ученика. Если исправления вносятся сразу в несколько ячеек ученика, то новый пароль не отправляется автоматически. Инициировать отправку пароля нужно отдельно (см. подсказки внизу страницы вашего журнала).
- − 1.2. Как и зачем стартовать классную работу
- − 1.2.1. Зачем в дополнение к домашнему паролю нужен классный
Домашний пароль известен только самому ученику, т.к. автоматически приходит только ему на емейл при регистрации ученика учителем в электронном журнале. Срок действия домашнего пароля – до 1 сентября будущего года. В эту дату все ученики, перешедшие в 7й, 8й, 9й и 11й классы автоматически получают на свои емейлы новые пароли, а все электронные дневники обнуляются, чтобы все ученики нашей страны могли начать новый учебный год в равных условиях. Но домашний пароль ученик может сообщить старшим братьям/сестрам или другим «помощникам», которые могут выполнять задания вместо вашего ученика.
В настоящее время многие кабинеты физики оборудованы компьютером, а некоторые школы – даже 10-15 компьютерами, которые доступны учащимся во время урока. Чтобы провести независимый контроль и сравнить домашние успехи учащихся с классными, ваш электронный журнал позволяет сгенерировать временные пароли на класс, у которого сейчас урок. Они действуют только 50 минут, и при каждой генерации новые. Их использование приводит к тому, что классные результаты учащихся сохраняются отдельно от домашних (вне зависимости от того, одинаковые или разные задания ученик выполнял дома и в классе).
- − 1.2.2. Инструкция для учителя и цветовые индикаторы в журнале
Чтобы учащиеся могли начать классную работу на компьютере, учитель должен «стартовать» такую работу раньше учащихся. Правее заголовка «Электронный журнал» есть ниспадающий список «все ученики», в котором надо выбрать класс и подтвердить это, нажав «Выбрать». Правее возникнет кнопка «Старт». Слева от нее будет указан выбранный класс, а справа – оставшееся время. До старта учителем оно всегда 50 минут, но при возможных ре-стартах (пока длятся 50 минут) меньше: настолько, сколько минут уже прошло с основного старта.
Включите видеопроектор и «стартуйте» вместе со звонком на урок. На стенном экране (доске) учащиеся увидят свои временные пароли. Ученики, приступая к работе в классе, должны вводить свои логины и пароли не там, где вводят дома, а ниже, слева от кнопки «Старт». Важно: учитель должен стартовать ранее учеников, иначе сайт их «не пустит». Как только все ученики успешно приступят к контролю, кликните рубрику «Мои ученики» средней кнопкой (колесиком) мыши. Страница с паролями останется, но откроется новая вкладка браузера. Перейдите на нее и обратите внимание на цветовую индикацию (страницу нужно обновлять).
В рубрике «Мои ученики» в колонке «Визит»: светло-желтый цвет означает «есть возможность старта в классе»; светло-зеленый цвет означает «ученик стартовал и приступил к контролю»; светло-красный цвет означает «ученик финишировал: можно смотреть результат». Для этого необходимо перейти в любую рубрику результатов интерактивных заданий: «их рассуждалки», «их тестилки», «их вычислялки». Рекомендация: кликайте средней кнопкой (колесиком) мыши.
Во всех рубриках результатов интерактивных заданий: светло-красный цвет означает «неудовлетворительный результат и/или пересдача классной работы»; светло-желтый цвет означает «удовлетворительный (посредственный) результат классной работы»; светло-зеленый цвет означает «хороший или отличный результат классной работы». Примечание: цветовая маркировка присутствует только у классных работ и не зависит от домашних.
- − 1.2.3. Инструкция для учащегося и цветовые индикаторы в дневнике
Ученики, приступая к работе с сайтом в классе, должны вводить свои логины и пароли слева от кнопки «Старт». Классный логин совпадает с домашним, а классный пароль сообщает ученику учитель (проецирует на настенный экран или зачитывает). Пароли генерируются случайным образом, но, поскольку он не четырехзначные (как домашние), а двухзначные, возможны одинаковые пароли у нескольких учеников. Тем не менее, пара логин-пароль по-прежнему является уникальной, и путаницы с результатами учеников не будет.
Ученики должны озвучить, что приступили к указанному заданию (желательно, чтобы называли номер задания). Учитель, нажимая кнопку браузера «Обновить» на странице своего журнала, сможет проконтролировать, что ученики не использовали вместо классного пароля домашний (по возникновению цветной окраски в колонке «Визит»). Как только учащийся завершает работу, он может войти под своим домашним паролем и посмотреть как свой результат, так и результаты других учеников своего класса (если позволяет оставшееся время).
Важно: в классе каждый ученик имеет только 1 попытку; после ее использования (с любым ненулевым результатом, даже менее 50%) сайт считает ученика «вышедшим», и не позволит сделать 2 попытку. Сайт также не позволит ученику 2й раз войти с тем же классным паролем. Если после после старта учителя прошло более 50 минут, ученики не смогут сохранить свои классные работы: их можно будет видеть только в классе на ученическом экране до перехода на другую страницу сайта или выключения компьютера.
В рубриках дневника с результатами интерактивных заданий: светло-красный цвет означает «неудовлетворительный результат и/или пересдача классной работы»; светло-желтый цвет означает «удовлетворительный (посредственный) результат классной работы»; светло-зеленый цвет означает «хороший или отличный результат классной работы». Примечание: цветовая маркировка присутствует только у классных работ и не зависит от домашних.
- − 1.2.4. Стенограмма беседы: домашняя, классная и снова домашняя
Следует принимать во внимание, что при любой работе ученика (классной после домашней или домашней после классной) стенограммы будут замещать собой друг друга и оставаться в таком виде, пока снова не заместятся более «свежими». Понять, какую стенограмму мы видим в конкретный момент, можно по дате/времени. Пожалуйста, предупредите об этом учащихся и их родителей. Какова бы ни была стенограмма: классная или домашняя, в ее последней строке всегда выводится дата/время, а также как классный, так и и домашний результаты.
- − Частые вопросы: 2. Методические аспекты
- − 2.1. Работа с учебником: печатной книгой и электронным на сайте
- − 2.1.1. Как правильно работать с конспектом теоретического материала
Цели использования конспекта теоретического материала
– Систематическое заучивание конспекта приводит к наличию в памяти учащегося логически цельного «скелета знаний» по каждой из тем предмета.
– Проговаривание вслух (!) заученных фраз конспекта переводит значительную часть физического лексикона учащихся из пассивной его части в активную.
– Ссылки на ранее заученные утверждения способствуют единству восприятия всеми учащимися связей нового материала с уже изученным.
– Знание наизусть стандартных терминологических оборотов, встречающихся в конспекте, облегчает учащимся построение собственной монологической речи.
Поясним последний тезис. Язык физики изобилует устойчивыми оборотами. Например, просветительскую работу «ведут», домашнюю работу «делают», а механическую работу «совершают» (и никак иначе – не делают, не выполняют, не ведут и не проводят). Еще примеры: температура «увеличивается или повышается», а скорость «увеличивается или возрастает»; тело «действует или давит на…», а сила «действует или распределяется по…». Таких устойчивых оборотов множество. И заученные наизусть, они более часто будут: а) вовлечены и б) верно вовлечены учащимися в собственную речь. Что, собственно, и является одной из целей обучения физике – формирование устной речи.
Рекомендуемая методика использования на разных этапах урока
– На этапе введения понятия на уроке просим трех-четырех учащихся открыть страницу с конспектом в учебнике и прочитать утверждение, а затем повторить его по памяти (психологи это называют «активным припоминанием»). Если «учащиеся-игроки» назначены сразу, возникает соревнование между ними – кто точнее запомнит, и класс оживляется (появляется азарт «болельщиков», у многих есть желание поправить и/или подсказать). Для проверки, а по сути, организации запоминания другого утверждения, назначаем других «игроков». Это займет не более 5 минут, но позволит активно формировать внешнюю речь и разнообразить урок.
– На этапе проверки домашнего задания просим пересказать блок из 3-4 утверждений конспекта наизусть. Учащимся понравилась вот какая организация: названный ученик встает, а раскрытый учебник с конспектом остается на столе (учебники у остальных учащихся закрыты). Учащийся пересказывает конспект по памяти (активно припоминает), имея возможность бросить взгляд на конспект. Поскольку книга далеко от глаз ученика, то читать невозможно, можно лишь опереться на зрительную память. Этого зачастую достаточно, и все довольны – ребята говорили: «сам от себя не ожидал, что это не стих, а запомнилось наизусть»!
– На этапе итогового обобщения в конце урока или всей темы просим назвать: а) утверждение и б) источник его получения. Например: а) сформулируйте утверждение конспекта про определение плотности; б) из какого опыта мы сформулировали вывод, что отношение m/V постоянно для каждого вещества? Дополнительные вопросы на понимание: как на это влияет температура, как на это влияет смешивание различных веществ?
Итак, конспект является каркасом теоретического материала книги, на который должно наращиваться все остальное ее содержание. И по окончании учебного года именно этот каркас должен прочно осесть в сознании учащихся.
- − 2.2. Интерактивная доска: применяем «парные» задания – РешенГонки
- − 2.2.1. Зачем у рубрики Вычислялки есть подрубрика РешенГонки?
Умение решать задачи – второе по важности умение после умения объяснять наблюдаемые явления. Вычислялки помогают научиться решать «чисто» расчётные задачи, т.к. содержат несколько шагов, приводящих от «Дано» к «Найти». Учитель и родители могут видеть проверенный компьютером результат (что само по себе уже не мало), однако, не процесс решения, чтобы вовремя корректиировать. Отчасти его можно понять, заглянув в тетрадь к учащемуся, но полностью увидеть этот процесс можно, только вызвав ученика к доске.
Но мы живём в XXI веке, поэтому сейчас в кабинетах физики всё чаще, наряду с обычной доской с мелом, есть интерактивная доска или интерактивный экран (что одинаково с точки зрения их функционала). Поэтому мы и озадачились созданием Вычислялок не только для домашней работы, но и для работы в классе на интерактивной доске. По мере создания и апробации выяснилось, что «новые вычислялки» более правильно назвать «решалками», но если у доски работает 1 ученик, за которым наблюдает весь класс.
Однако с интерактивной доской оказались достижимы более важные и «широкие» дидактико-воспитательные цели, если пройти путь: Вычислялки → Решалки → РешенГонки (в последнем случае у доски особым образом работают 2 ученика, а остальной класс делится на 4 группы – см. ниже). Итак, каковы же эти «более важные и «широкие» цели» и каковы достигаемые результаты? Что особенно полезное в Решенгонках по сравнению с Вычислялками?
- − 2.2.2. Цели, достигаемые применением заданий-РешенГонок
* Обучающе-сравнительная цель (классный эффект)
Так как любой РешенГонке предшествует домашняя Вычислялка, то получается, что учащиеся класса решают 3 аналогичных задачи: 1 дома (подготовительную) + 2 в классе (вместе с вызванными к доске «гонщиками» и учителем). Аналогичность задач: а) создаёт типизацию деятельности учащихся и, тем самым, закладывает основу формирования устойчивых навыков решения типовых задач; б) способствует выявлению различных качественно-количественных выводов из одного и того же «формульного» описания ситуации задачи; в) создаёт условия для обучения на «противопоставлениях» и/или «границах»: если ... увеличивается, то ..., если уменьшается, то ..., если стремится к нулю, то ..., если обращается в ноль, то ... и т.п.
* Диагностическо-сравнительная цель (классно-домашний эффект)
Так как задания РешенГонок с точки зрения сайта – разновидность заданий Вычислялок, то это: а) позволяет учителю проконтролировать умение учащихся решать типовые задачи с сохранением результатов контроля в электронном дневнике и электронном журнале. Поэтому результаты доступны как учителю, так и учащимся и их родителям в любое время: как сразу же после выполнения, так и весь учебный год; б) позволяет учителю, учащимся и их родителям соспоставить домашние и классные успехи учащихся. Примечание: с целью сохранения заданий РешенГонок (предназначенных исключительно для классной работы с обязательным оцениванием «в журнал») в тайне от учащихся параллельных классов.
* Воспитально-диагностическая цель (классно-внеклассный эффект)
Воспитательный аспект этой цели возникает путём столкновения личных и социально-референтных мотивов учащихся, в результате чего возникает как текущий воспитальный аспект применения РешенГонок, так и отсроченный воспитательный момент (внеурочное воздействие мнения коллектива на ученика). Напомним: интерактивные доски, как правило, не позволяют писать двум пользователям одновременно – только по очереди и/или «по ходам». Если бы этого ограничения не существовало, его нужно было бы придумать специально из воспитальных соображений! Зачем? Ответ в рекомендуемой методике работы.
Если у доски 2 ученика, а остальной класс делится по вариантам на 2 «фан-зоны» и, кроме этого, кто-то из «фан-зон» переходит в «группы поддержки», то на уроке начинают, а за стенами кабинета продолжают сталкиваться личные мотивы учащихся, стоящих у доски, и их социально-референтные мотивы («пофигизм», «потребность в одобрении» и/или «потребность в неосуждении» одноклассниками или отдельными учащимися класса). Пример мотивационной дилеммы: как мне поступить – вернуться на ход назад и исправить ошибку (личный мотив получить наивысшую оценку) или идти вперёд, чтобы выиграть гонку и не лишить своих «фанатов» права на получение оценок тоже (социальный мотив – дать другим учащимся возможность тоже получить высокую оценку).
Диагностический аспект этой воспитательной цели состоит в выявлении структуры личных мотивов каждого из двух учащихся, вызванных к доске: на первом месте личный успех и пренебрежение возможностью успеха коллектива или наоборот: на первом месте коллективный успех и пренебрежение возможностью личного успеха. Обе крайности являются нежелательными. Рекомендация: «гонщикам» можно и нужно посоветоваться со своей «фан-зоной», что из дилеммы выбрать, тем самым сохранив коллективизм и право на принятие собственного решения (лидер всегда несёт большую ответственность, чем ведомые им.
* Воспитательно-индивидуализирующая цель (классно-внеклассный эффект)
Быть «серой массой» и «не высовываться» просто. И в рамках школы каждый учитель, мы верим, прикладывает все силы, чтобы «расшевелить» учащихся, привить им активную жизненную позицию. Но, на наш взгляд, не меньшего внимания в воспитательном смысле заслуживают и ученики-лидеры (в том числе и анти-лидеры). Как правило, такие качества учащихся врожденные, и нам ничего не остается делать, кроме как направлять и подсказывать. Лидеров и анти-лидеров можно направить в конструктивное, нужное нам, русло в том числе и с помощью РешенГонок. Согласно правилам этой обучающей игры, есть «фан-зоны», есть «группы поддержки» – нужно только научить кадого лидера и анти-лидера разумно распорядиться этими ресурсами. В этом и состоит индивидуализирующий аспект этой цели.
Безусловно, урок станет только динамичнее и больше запомнится ребятам, если будет более эмоциональным. И, как только появляются «гонщики», появляется и их ответственность за свои «фан-зоны». При крайнем накале страстей «фанаты» могут и «освистать» своего нерадивого «гонщика» – ведь успех должен быть продуктом работы команды (см. правила РешенГонок). В процессе такой игры ребята учатся быть «правильными» лидерами (понимай: руководителями). В процессе учебной игры реализуются очень важные для многих людей Я-амбиции: «Я смог (выйти и взять на себя...)», «Я на виду и мне нельзя (ошибиться, пренебречь мнением ...)», «Я смог (и сам не подвести, и своих фанатов привести к ...)» и т.д. Эти амбиции – двигатель прогресса в любом обществе, и наша с вами задача – обучать быть лидерами: индивидуально, но в группе (аналогия: нельзя научиться играть в футбол только с мячом без команды).
- − 2.2.3. Правила обучающе-диагностической игры «РешенГонки»
Время игры: 10-15 минут в зависимости от сложности РешенГонки. Игру рекомендуется проводить не чаще, чем 1-2 раза в четверть (и в конце урока по причине эмоциональности состязаний). Все участники игры делятся на 3 категории (и 6 подкатегорий – 2 варианта в каждой категории). До распределения ролей учителю рекомендуется высветить условие задачи, чтобы участники оценили свои силы, а учитель мог сначала опереться на желающих.
1 категория игроков. Вызвавшиеся сами и/или назначенные учителем 2 ученика: гонщик №1 и гонщик №2 из «первого» и «второго» вариантов класса – выходят к интерактивной доске (интерактивному экрану). Желательно, чтобы они были «сильными» и «средними» учениками.
2 категория игроков. Вызвавшиеся сами и/или назначенные учителем 6-12 учеников для «групп поддержки» в равных пропорциях из «первого» и «второго» вариантов класса – пересаживаются со своих мест на первые 3-6 парт в кабинете (учащиеся с этих парт пересаживаются на освободившиеся места).
3 категория игроков. Остальные учащиеся класса образуют две «фан-зоны», соответственно, по двум «вариантам» в дальней части класса, никуда не пересаживаясь (примечание: «группы поддержки» можно поменять местами с «фан-зонами», переместив их ближе к доске, а «группы поддержки» на «галёрку», однако есть вероятность списывания ими друг у друга).
«Гонщики» договариваются жребием или предоставлением форы – кто будет делать первый «ход»; если ожидаемый ход (т.е. не-ход) затягивается, право хода переходит к сопернику. Под одним «ходом» понимается заполнение одной «ячейки» (печатным текстом при помощи виртуальной экранной клавиатуры) или одного «пропуска» (рукописным текстом с помощью экранного маркёра). Каждый гонщик вправе «потратить» ход как на заполнение ячейки или пропуска, так и на внесение исправлений в любое уже заполненное место: ячейку или пропуск. Можно общаться со своей фан-зоной: она имеет совещательный голос, но решение – идти вперёд или внести исправления – принимает гонщик). Переговоры «по физике» запрещены.
«Группы поддержки» работают самостоятельно: каждый ученик в своей тетради без общения с кем-бы то ни было, и должны сдать свои тетради «под сукно» учителю ранее первого финишировавшего гонщика (до проверки решения на доске тетради не проверяются). Тетради «группы поддержки» соперника проверяются гонщиком. Каждое верное решение прибавляет +5%, образуя «командный процент»; каждое неверное решение убавляет –5%. Любой участник группы поддержки может апеллировать к учителю, если не согласен. Если аппеляций нет, оценки выставляются в журнал: как гонщакам, там и каждому из «групп поддержек».
«Фан-зоны» работают как «детекторы ошибок» гонщика своего варианта. Фанат(ы) «своего» гонщика обязан(ы) молча поднять руку, если замечена ошибка. Даётся 1 минута, чтобы коллективно (собравшись вместе в проходе между рядами) посовещаться и принять решение – поднятая рука была «ложной тревогой» или же рука остаётся поднятой, и «гонщик» должен принять к сведению, что у него где-то есть ошибка. По истечении 1 минуты «фанаты» обязаны сидеть на своих местах, иначе им запрещается озвучивать свое мнение, а «гонщик» должен сам принимать решение. Если «своя» фан-зона гонщика вовремя не заметила ошибку, «конкурирующая» фан-зона должна сообщить о ней перед нажатием «Оценить». Если ошибка команды не замечена фанатами соперника, учитель штрафует их на –10% . Фанаты также следят, чтобы перед «Оценить» была убрана соответствующая «галочка» противника, если у него есть ошибка в местах рукописного текста.
В текущем раунде РешенГонок выигрывает та команда, которая раньше закончит решение. В накопительном итоге (за четверть) считается выигравшей та команда, у которой более высокий «суммарный процент». Учитель вправе придумать поощрение победившему «варианту» класса на свое усмотрение. В различных раундах Решенгонок (напомним, их рекомендуется проводить 3-4 раза в четверть) состав «гонщиков», «фанатов» и «поддержек» должен меняться учителем, что все учащиеся успели побывать в различных ролях.
Примечание. Учащимся нужно убрать с парт все личные вещи, кроме ручки и калькулятора: учитель раздаёт тетради для контрольных или самостоятельных работ и следит, чтобы не было списывания и не появлялись записи на ладонях, телефонах и т.п.
- − 2.3. Как правильно работать с заданиями Проверялкина
- − 2.3.1. Цели существования и применения заданий Проверялкина
Вопросы после параграфа есть в каждом учебнике. Однако только в нашем они не просто напечатаны в книге или на экране, а являются интерактивными, то есть «знают правильные ответы и подсказывают». Как и любой человек, Проверялкин «хочет» видеть не любой правильный ответ, а тот, который он считает наилучшим. Не стоит на него обижаться, просто поищите другой ответ, который понравится Проверялкину. Ведь ничего нет плохого в том, что вы будете знать несколько правильных ответов на один вопрос. В результате зрительная память «схватывает» расположение в тексте важных определений, закономерностей, выводов. Это – цель-минимум, и для ее достижения не обязательно на 100% выполнять все задания.
Главная цель Проверялкина – выработка умения работать с параграфом: находить и выделять нужные по смыслу фрагменты, выбирать из нескольких подходящих более удачный, неоднократно возвращаться к тесту для поиска очередного ответа. Ученик, наряду с развитием внимания и усидчивости, привыкает к терминам и формулировкам. Это – цель-оптимум (психологи называют это развитием аналитико-синтетических способностей и формированием «пассивного лексикона» ученика). Важно: главная цель Проверялкина – не проверить знания, а организовать неоднократное обращение к тексту параграфа с уже описанными целями!
Задания Проверялкина позволяют работать не только на сайте, но и в бумажном варианте тоже (с печатным учебником) – на экране компьютера ученик читает задания, а выбирает правильные ответы в книге, положив поверх страницы лист кальки или полиэтилена и делая подчеркивания фломастером. Но вот как их оценить? Родители зачастую не могут помочь. Можно, конечно, на перемене в классе, приложив свою кальку к кальке соседа по парте, сравнить результаты. Но у кого верно, а у кого – нет? Сосед(ка) же по парте ведь не учитель! Да и учитель не имеет возможности систематически тратить драгоценное время урока на проверку и обсуждение двадцати-тридцати «калек», а их проверка к следующему уроку уже теряет смысл – начинается новая тема. Лучше работать полностью с компьютером.
И, наконец, цель-максимум. Беседа с Проверялкиным будет макимально полезной, если его задания и свои ответы обсуждать с одноклассниками по телефону (или через наушники с микрофоном). Не важно – работает ли ученик на кальке поверх учебника или полностью на компьютере – есть более предпочтительные и менее предпочтительные ответы. Обсуждая их друг с другом, учащиеся переводят свой пассивный лексикон (см. цель-оптимум) в активный лексикон. И опять-таки не важно, 100%-ный результат в итоге или нет. Главное – развитие зрительной памяти, пассивного и активного лексиконов и, как следствие, развитие монологической и диалогической речи и, конечно же, улучшение понимания физики.
- − 2.3.2. Некоторые «подводные камни» заданий Проверялкина
Поскольку текст учебника проходит экспертизу МинОбрНауки (и одобрен именно в таком виде), мы не имеем права его изменять. Учебник – есть учебник, со своими абзацами, короткими и длинными предложениями, речевыми оборотами (т.е. в мужском, женском или среднем роде, единственном или множественном числе, прошедшем, настоящем или будущем времени, изъявительном, условном, сослагательном или повелительном наклонении, активном или пассивном залоге и т.д.). Поэтому сформулировать 15-20 заданий Проверялкина именно к такому (русскоязычному и поэтому грамматически сложному) тексту – непростая задача!
Кроме того, каждый из нас интонационно несколько по-разному озвучивает один и тот же текст. Психологи выделяют понятия внешней и внутренней речи. Внешняя речь – это речь вслух, «наедине с собой» или для кого-то. Внутренняя речь – это речь «про себя», в смысле «внутри себя», но тем не менее, и она тоже интонационно окрашена. Поэтому, читая текст параграфа «про себя», мы всегда «присваиваем» ему свою собственную интонацию, которая может не совпадать с чьей-то другой, в том числе с интонацией разработчиков заданий. Поэтому может показаться, что в тексте «нет ответа» или «задания некорректные». На каждое задание Проверялкина в тексте есть корректный ответ (при прочтении с определенной интонацией).
Почему программа Проверялкин часто не засчитывают правильные ответы, если они являются синонимами тех, которые заложены в программе? Ответ основан на том, каковы цели существования Проверялкина. Их несколько, и мы их назвали в предыдущем разделе. Вывод: Проверялкин стимулирует на неоднократное обращение к тесту параграфа и поиск синонимов. Конечно, это всего лишь шаги к формированию физически грамотной речи, но шаги важные. Без пассивного лексикона невозможно формировать активный, а без активного невозможно формировать внешнюю речь. А без внешней речи мы не научим «физике» и не будем способствовать развитию аналитико-синтетических способностей учащихся.
- − 2.3.3. Почему по-разному оцениваются одни и те же «правильные ответы»
Заметим, что для Проверялкина правильным ответом (без кавычек) является не только правильно выглядящий в стенограмме, но и правильно «добытый». То есть ответы на задания Проверялкина нужно «перетаскивать» из параграфа, а не печатать «по памяти» или «на слух» по телефону или же копировать «с флешки» или из е-мейла, полученного от одноклассника. Если ответ для Проверялкина учеником «добыт» из параграфа (и никак не модифицировался), он не может быть не засчитан как «зеленый», если совпадает с эталонным ответом.
Интернет-браузеры устроены так, что если в тексте подряд следуют два и более пробелов, они автоматически редуцируются до одного. Поэтому стенограмма может быть визуально-верной, но не «зеленой». Вернитесь назад и вспомните – брали ли вы ответ из параграфа единожды, или что-то подправляли в нем? Мы всем рекомендуем (при необходимости) только удалять лишние слова в начале или конце «непозеленевшего» ответа. Если нужно добавить слова, лучше сотрите содержимое ячейки и «перетащите» ответ из параграфа заново.
Рекомендации. 1. Как быстро стереть содержимое ячейки? Кликните мышкой в любом месте в ячейке и нажмите «Ctrl»+«A», после чего нажмите «Delete» – ячейка полностью очистится. 2. Как быстро стереть одно слово? Кликните на этом слове мышкой дважды, оно выделится, после чего нажмите «Delete» – слово удалится. 3. Как увидеть содержимое ячейки целиком, если в ней много текста? Если вы работаете в браузере Гугл-Хром, он предоставляет возможность «растянуть ячейку»: ухватите мышкой полосатый правый нижний угол ячейки и потяните вправо-вниз – ячейка увеличится. Желаем вам правильных ответов «без кавычек»!
- − Частые вопросы: 3. Добро пожаловаться
|